|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 04 (144), 2017 г.
Александр Вепрёв
"Верлибров лаборатория"
М.: "Издательство Евгения Степанова", 2017
"Рыцарь верлибра" — так окрестили Александра Вепрёва литературные критики, а мне на ум приходит лишь одно слово: "impression". То самое французское "впечатление", породившее импрессионизм и распахнувшее двери в новую эпоху мировой живописи. Верлибры Вепрёва, и правда, очень живописны. Используемые им образы рождают в голове отчетливую картину происходящего — временами абсурдного, но какого-то очень живого. Авторские строки с избытком наполнены энергичным, радостным ощущением жизни. Читатель не столько понимает, о чем идет речь в стихотворениях, сколько именно ощущает это, можно сказать, на "сенсорном" физиологическом уровне.
Иногда солнце гладит мягкой ладонью, иногда
тихонько пощипывает твое лицо тоненькими коготками,
тонкими и нежными, как стропы парашютиков
белого одуванчика.
Иногда солнце проникает в тебя сквозь глаза,
хотя глаза закрыты.
Ты лежишь на пляже у самого Черного моря.
Солнце наполняет тебя оранжевым светом,
так наполняет, что само становится черным…
С первого стихотворения и до конца книги мы, как в прохладную соленую волну, окунаемся в атмосферу черноморского курорта в самый разгар жаркого, солнечного лета. "Молочное море", искрясь, "искренне улыбается" растянувшимся на горячей гальке разнеженным туристам. Над белоснежными барашками "кипящего пеной" прибоя кружат "романтические" чайки, оглашая берег тревожным криком. Наблюдая, как "небо спускается в море", автор сам чувствует себя птицей, окрыленной вдохновением.
…В моей душе рождалось стройное необычайное
стихотворение,
я восхищался стихом, как восхищаются
курортным романом.
Взлетал и летал вместе с белыми чайками
над горным склоном,
когда я прогуливался по набережной возле
самого Черного моря…
Житель "сочинского взморья", Александр Вепрёв изнутри живописует незамысловатый, счастливый быт пестрого, южного края, где сонный "не сезон" сменяется наплывом разношерстной толпы отдыхающих. "…Приезжают толстые Кошельки, туго набитые пачками денежных купюр", "девушки-цапли ходят на двадцатипятисантиметровых каблуках", "черная длинноногая колумбийка" соблазняет на улице случайного прохожего, невзначай прислонясь к нему "мягкой, как слива, грудью". И укрыться от этого цветастого круговорота курортной жизни можно лишь где-нибудь в частном домике южанина-старожила, где "на столе расставлены чашки с блюдцами, вооруженные серебряными ложками", где "оранжевый абажур позапрошлого века смотрит сверху вниз, отбрасывая тень, как будто от прабабушки".
Неиссякаемая и беспричинная радость бытия — вот, пожалуй, главное кредо автора этого стихотворного сборника. Как и все издания серии "Авангранды", новая книга Александра Вепрёва "Верлибров лаборатория" ломает устоявшиеся литературные стереотипы, разрывает шаблоны, давая творческому воображению анархический простор. Не желая понравиться, не преследуя цели угодить, автор "пишет, как он слышит", вызывая, порой, у читателей самые противоречивые чувства. Перемежая причудливый символизм с грубоватым реализмом, а иногда даже с вызывающим натурализмом, Александр Вепрёв щедро делится с нами своим индивидуальным восприятием окружающего мира, и через него распахивает, как разорванную рубашку, свой собственный внутренний мир.
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук
|
|