Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 16 (46), 2010 г.



Под крышей современного искусства

С первого взгляда на Тахелес можно предположить, что он имеет свою давнюю историю, но мало кто знает, что прежде Тахелес был просто торговым центром. Он построен в 1909 году архитектором Францем Аренсом на Ораниенбургерштрассе в Берлине. Когда в 1928-м одно из акционерных обществ перекупило пассаж, его переделали в большой комплекс под названием "Дом техники" и долго использовали для выставок и презентаций различной технической продукции. Середина 30-х годов ознаменовалась грандиозным событием. Именно отсюда впервые происходило в Германии регулярное телевизионное вещание. После того как к власти пришли национал-социалисты, помещения Тахелеса были распределены между партийными функционерами. Существуют догадки, что во время войны в 1943 году чердаки здания были переоборудованы под тюрьму для французских пленных. Другие помещения, между тем, продолжались использоваться под кабинеты. В 1944-м здание было частично разрушено в результате воздушных налетов и продано с аукциона. Только в 1948-м оно перешло в собственность одной из немецких строительных организаций. Руины оградили кирпичными стенами, после чего они долго существовали в таком состоянии. Время от времени помещения использовали под магазины, для проведения различных мероприятий вплоть до семинаров, одно время на верхних этажах существовало туристическое бюро, художественная школа ГДР, театр "Камера", который дожил до наших дней. Постепенно Тахелес стал оживляться и обрастать красками. Официальное название "Тахелес" руины приобрели только в 1990 году. В переводе с идиш "тахелес" означает "откровенно говорить, объясняться, выражать кому-то свое мнение". Одна из поп-групп дала этому месту такое название и использовала руины для того, чтоб построить на них собственный мир музыкальной культуры. Все больше и больше творческих людей — актеров, художников, писателей объединялись в движении освоения Тахелеса, чтоб осуществлять на этом пространстве свои креативные идеи. А потом — неожиданный удар для всех обитателей столь своеобразного Дома Искусств, в котором нашла свой приют субкультура: решение магистрата о сносе объекта. Богема Берлина объединилась желанием не сдаваться и отстоять свой независимый ревир, который так органично возник в городе. Творчески настроенная молодежь чувствовала себя дома под крышей Тахелеса, а потому решение вынесла однозначное: как можно быстрее что-то предпринять для сохранения здания. Общими усилиями защитникам Дома удалось организовать еще одну комиссию по осмотру объекта. Когда в мае 1990-го года пришли ожидаемые результаты, все облегченно вздохнули: Тахелесу разрешили жить дальше. Позднее здание занесли в берлинский регистр охраняемых строительных памятников. Что происходит в Тахелесе в наши дни? Он продолжает свою творческую жизнь. Несмотря на то, что спор и борьба вокруг здания продолжаются до сегодняшнего дня, а различные инвесторы и банки пытаются уничтожить это неповторимое место в Берлине, успевшее превратиться в легенду, подвижники культуры упорны в достижении цели сохранить Тахелес. Линда Б., одна из самых активных сотрудниц Дома, до сих пор еще восторженно пересказывает его историю и надеется, что, благодаря поддержке всех заинтересованных в этом людей, он все-таки сохранится. "Все, что здесь зарабатывают, не имеет значения, — говорит она, — самая главная идея Тахелеса в том, чтобы позволить искусству, особенно молодых людей, развиваться свободно, без регламента общепринятых мерок, без давления со стороны правил шоу-бизнеса. Для этого мы готовы предоставлять наши помещения, которые являются своеобразной лабораторией современных искусств и символом объединенного Берлина, прорывом в свободное творческое настоящее". Уже в первые годы основания Тахелеса отчетливо проявились его ориентиры. Под крышами объединились творческие люди из более чем 30-и стран. Художник Хюн-Юан из Южной Кореи, архитектор Инна Артемова из Москвы, танцовщица Корина Мертер из Амстердама, — можно бесконечно перечислять их имена, так разно звучащие. На первом плане — интернациональная культура и обмен идеями. В старых, частью не восстановленных помещениях с пестротой разрисованных стен — широкий спектр рисунков, скульптур, фотографий. Здесь проходят театрализованные представления, звучит музыка. В каждой комнате своя история, потому они так различны, особенны, неповторимы. Экскурсию по Тахелесу можно сравнить с путешествием Алисы в стране чудес. Гуляя по помещениям, в каждом вы откроете что-то новое и своеобразное. В то время как в одном из них Валерия Кадемартори из Рима выставляет свои картины, написанные маслом, в Золотом Зале певица Баттерфляй развлекает публику музыкальными номерами. Бесконечные эвенты, фестивали, презентации книг привлекают в Дом Искусств многочисленных туристов. Постоянные обитатели давно знакомы между собой. Многие приходят поболтать у барной стойки, выпить вина, обсудить проекты или познакомиться с новыми людьми, которые представлены здесь внушительным интернациональным пластом. Золотой Зал — основной пункт притяжения, главное место встреч завсегдатаев, туристов и просто желающих придти и увидеть что-то новое. Но тот, кто осмелится подняться на более верхние этажи, не испугавшись затхлого запаха лестниц, окажется в XS-студии, где артист Удо Виганд репетирует, доводя до совершенства, монологи, созданные французским драматургом Аланом Ревьером, — его тоже частенько можно здесь застать. Удо знает Тахелес как свои пять пальцев. Каждую неделю он дает представления для одного или 100 зрителей, — не имеет значения. Однажды я спросила у него, почему он выступает бесплатно. Его игра профессиональна и, конечно, стоит того, чтоб за нее платили. Удо ответил, что если будет выступать за деньги, игра не доставит ему удовольствия. В этом и проявляется связь Тахелеса с Удо, а Удо с Тахелесом. Ведь идея Дома состоит в том, чтоб избегая официоза и забывая о деньгах, создавать искусство, иначе оно не имеет смысла. В Германии, как, наверное, и везде, творчество превратили в повсеместный бизнес. В театральных школах студентам внушают с первого курса:"Вы — продукт и должны уметь себя продать, чтоб на этом заработать". Тахелес — одно из немногих мест, которое радикально против этой концепции. Он прежде всего за любовь и гармонию, и даже в своей хаотичности провозглашает идею креативной свободы. Пребывание в Тахелесе для каждого творческого человека — опыт открытости и раскрепощенности на его созидательном пути. Если Тахелес и дальше будет придерживаться идеи независимого бессребреника в нашем меркантильном мире, он продержится еще много лет, несмотря на противоречия и кризисы вокруг него.

Эйми ГРАНТ, Берлин



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.