|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 14 (44), 2010 г.
Слава ЛЁН
Манифест Ре-Цептуализма
- Постмодерн(изм) умер. — Да здравствует Ре-Цептуализм — искусство Третьего тысячелетия.
- Ре-Цептуализм — новая художественная парадигма. Девиз Ре-Цепт-Арта (художественных практик): от де-конструкции (Жака Дарида) — к ре-конструкции "аксиологического ядра" искусства:
искусства прекрасного, возвышенного, героического (Александра Баумгартена, 1735),
искусства истины-алетейи (Мартина Хайдеггера, 1935),
искусства добра-благодати (Славы Лёна, 1974).
- Интертекстуально искусство Ре-Цептуализма бытийствует и существует не только на основе и в критериях аксиологических эстетик:
хайдеггеровской эстетики истины-алетейи (истины, которая есть несокрытость, т.е. откровение) (1935), противостоящей эстетике НИЧТО,
баумгартеновской эстетики прекрасного, возвышенного, героического (1735), противостоящей эстетике безобразного,
лёновской эстетики добра-благодати (1974), противостоящей эстетике зла, — но еще — и в критериях классических эстетик Художественных парадигм (включающих Великие стили).
- Ре-Цептуализм — новая художественная парадигма , системно основанная на новых концептуальных установках и характеристиках художественных: стилей — жанров — языков — метода — приемов — тематизмов — материала — форм — содержаний — онтологической картины мира.
- Целью, рамкой и смыслом творческой деятельности художника-рецептуалиста является художественный процесс, а не — художественное произведение (которое — в пределе — может быть шедевром или нулевым, как "Черный квадрат" Малевича). В гетеро-иерархию сложно-динамичного (прерывисто-непрерывного) художественного процесса входят, как минимум:
базальный (элементарный) процесс: от замысла — до воплощения в материале художественного произведения; в процесс включена первая авторская рефлексия;
выставочный процесс: авторское раз-мещение и от-слеживание движения художественного произведения: из мастерской — через галерею — в Мировой музей; "вторая" авторская рефлексия в треугольнике: зритель — автор — критик (в интенции и пределе — за-мещение позиции критика — автором);
процессы "ретроспективной рефлексии": мониторинг — рефлексивное от-слеживание автором из-менения смысла и значения своего художественного произведения в "подвижном" социокультурном контексте и в культурно-историческом процессе; внесение корректив в свое творчество (за-мещение позиции искусствоведа — автором).
- Рецептуалист, творя, созидает и, созидая, творит в процессуальном режиме ТРИКУПа (ТРИединого КУльтурного Продукта) — триединой де-монстрации:
по-рождения КУльтурного Продукта (художественного произведения)
самого КУльтурного Продукта (высочайшего качества!)
де-монстрации КУльтурного Продукта.
Де-монстрация де-монстрации — "вторая рефлексия" творческого процесса художника-рецептуалиста.
- Ре-Цептуализм — искусство ВТОРОЙ РЕФЛЕКСИИ: само-из-себя творчество и — одновременно — само-в-себе истолкование (да здравствует двуликий Янус!).
- Ре-Цептуализм исповедует принцип нелинейности искусства — возможности одновременного при-сутствия в художественном произведении-синкрете диахроннически разных и многопризнаковых "рядов (развития) искусства". Одновременность прошлого и настоящего — сущностный принцип рецептуального искусства.
- Ре-Цептуализм ничему не под-ражает и ничего не от-ражает: искусство по-ражает. Искусство творится из искусства — оно а-миметично (прощайте, древние греки!).
- Ре-Цептуализм отменяет каузальность (причинность), детерминизм, аподиктичность — стохастичность — небулярность, психологическую мотивировку и прочую рационалистическую чепуху: искусство — а-логистично (прости, Аристотель!).
- Ре-Цептуализм отвергает (секулярное) искусство в "художественных образах", у-тверждая семиотическое искусство — в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров — язык искусства Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!).
- Ре-Цептуализм — искусство интертекста и архетипа — ориентировано на до-словные, до-метафизические и за-пределивающие сущности мiра. Мiръ — это истина-алетейя: чтобы видеть сущности, надо выколоть глаза (прощай, "правдист" Станиславский!).
- В интенции, искусство Ре-Цептуализма — мифологично и сакрально: отсюда — иературы языка, теургия метода, духовность стиля.
- Ре-Цептуализм — холическое искусство: в полистилистическом единстве произведения-синкрета при-сутствует единораздельная целостность самой онтологической картины мира. А не ущербный "синтез искусств" (прощайте, Гёте, Вагнер и Скрябин!).
- Ре-Цептуализм — искусство экзистенциальности: искусство "живет в человеке", а человек "живет в искусстве". Отсюда — принцип тотальности искусства: "мiръ человека" — это культура и ничего, кроме культуры. "Природы" — нет, есть материал природы. "Природа" — это представление о природе в культуре: языческое, христианское и, наконец, естественно-научное.
- Ре-Цепт-арт — не художественная школа, а меташкола.
Ре-Цептуализм — не стилистика, а метастилистика.
Сигнатуры, символоры, иературы — не язык, а метаязык.
Ре-Цептуализм — не метод, а методология.
Эстетика Ре-Цептуализма — "другая" стилистическая (как и аксиологическая) эстетика и, сверх того, выход — на метаэстетику.
Ре-Цептуализм единораздельной целостности онтологической картины мира — метакартина множественности художественных миров.
- Ре-Цептуализм, в рамках своей Художественной Парадигмы, утверждает три фундаментальных закона НЕЛИНЕЙНОЙ ТЕОРИИ ИСКУССТВА:
развитие искусства непреложно;
развитие искусства необратимо;
искусство, как и Бог, бессмертно.
|
|