Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 14 (44), 2010 г.



Лидия Скрябина

"Дневник ее соглядатая"

М.: АСТ: Астрель, 2010.

Новый роман Лидии Скрябиной оказался настолько неожиданным для писательницы, чье имя у читающей публики ранее ассоциировалось в основном с "препарацией" гламурного образа жизни и мышления ("Моль для гламура", "Клетка"), что от книги "Дневник ее соглядатая" аудитория испытала небольшой культурный шок. Еще бы — ведь роман трактует историю северо-кавказских войн и конфликтов с Россией! На соприкосновение с этой взрывоопасной (увы, не фигурально, а буквально!) темой дерзнет не каждый писатель.

Пожалуй, хронологически последняя значительная как содержательно, так и художественно, российская книга о кавказских войнах — "Асан" Владимира Маканина. И то было бы ошибкой сказать, что "Асан" безупречен и расставляет все точки над "i" в раскрытии кавказской темы русской литературой. "Асан" — вещь спорная, одиозная, во многом провокативная. Помнится, издание "Асана" в серии "Лауреаты литературных премий" предварялось горделивой заявкой: "Классик современной русской литературы Владимир Маканин "закрывает" чеченский вопрос своим новым романом". Но критика и читатели не хотели этого признавать и вели нескончаемые дискуссии, едва не переходящие в баталии, вокруг "Асана". Мне тоже кажется, что после "Асана" наступила пора продолжать и развивать в литературе тему чеченской войны, при этом избавившись от ряда условностей (как стереотипов мышления, так и литературных штампов). Видимо, и сам Владимир Маканин согласен, что за "Асаном" должны последовать иные книги о Кавказе. Он благословил роман "Дневник ее соглядатая" напутствием на обложке: "…Жизнь глазами женщины — это само по себе прекрасно. Автор не оправдывает мужчин, но и не утешает"!.. А Михаил Веллер в таком же напутствии подчеркнул, что новая книга Лидии Скрябиной "дает удивительно верное представление о самых ярких и трагических временах бурной революционной эпохи на уже не российском и еще не советском Кавказе".

Владимир Маканин зрит в корень — повествование в романе "Дневник ее соглядатая" ведется от лица или "глазами" сразу трех женщин. Девушки из зажиточной казачьей семьи, ее пожилой дочери и юной, взбалмошной, симпатичной Аллы, главной читательницы записок, оставленных казачкой. Пусть красивое и редкое слово "соглядатай" своим мужским родом никого не обманывает — в романе такового персонажа нет. Если только не считать одушевленным рассказчиком сам дневник, начатый в 1915 году уроженкой Владикавказа, прошедший с этой женщиной все круги ада революции, гражданской войны, репрессий, плановых чисток, круги, скорбь в которых приумножалась теми самыми "межнациональными конфликтами на Северном Кавказе", и доставшийся, в конце концов, ее неродной правнучке. Дневник пронизан любовью к Кавказу, который героиня — автор записок — считает своей родиной и страдает вдали от него. Но, по замыслу Лидии Скрябиной, дневник — не действующее лицо, а носитель информации, звено, связующее в плотную ткань все эпизоды и сюжетные линии романа. Он олицетворяет некую абстрактную истину, не зависящую от субъектов и лишенную эмоций, равно как и оценочных категорий. Женщина, писавшая его, любит свою малую родину, но ничего плохого о ней не скрывает и никого скверного не обеляет. Дурное или хорошее, ужасающее или трогательное, грустное или веселое ложится на страницы, — дневнику все равно, бумага не краснеет от стыда, не бледнеет от страха, не набухает слезами…

Елена САФРОНОВА
(В полном объеме рецензию читайте
в журнале "Дети Ра", № 7, 2010)



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.