Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (143), 2017 г.



Катя Рубина
"Фейсбучные байки"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Признаюсь как на духу (уф-ф-ф!): не являюсь я поклонницей социальных сетей и не состою ни в одной из них. Меня само название "сеть" уже отвращает. Чувствуешь себя этакой пойманной рыбкой… Но я не об этом, конечно. Скажу, что если б все "посты" в этих самых сетях были такие, как у Кати Рубиной, я бы, наверно, переменила свое мнение по этому поводу.
"Фейсбучные байки" — это не просто книга, это праздник какой-то, фейерверк остроумия и фантазии. Мне кажется, что литература, написанная в юмористическом жанре, — проявление наивысшего уровня владения словом у писателя. И еще: качественный юмор — это очень и очень серьезно.
Эпиграф к книге Кати Рубиной (между прочим, и профессионального художника, и писателя, и драматурга) звучит так: "Художник может обидеть каждого, а драматург сразу всех". Уже в этой строчке ясно прочитывается авторский стиль этой талантливой писательницы, построенный на парадоксальности мысли (вроде союз "а" противопоставительный, а никакого противопоставления и нет…), на тонком, тактичном, поучительном и очень смешном повествовании, большом внимании к русскому языку (включая его нынешний период серьезной трансформации), на филигранной игре слов. Замечательные миниатюрки Кати Рубиной сопровождаются еще и авторскими рисунками, которые, согласно канонам, не просто иллюстрируют, а добавляют смысла и усиливают впечатление за счет дополнительного — визуального — воздействия на читателя. Эта тоненькая книжечка — целиком произведение искусства, яркое, оригинальное, "вкусное".
Остановлюсь на феномене в сфере русского языка, которому уделяется много внимания автором, — на новой его разновидности: вот именно языке Интернета, в том числе социальных сетей. Что в первую очередь бросается в глаза в этом смысле? Полное пренебрежение к орфографии, пунктуации и прочим каноническим правилам. Заглавные буквы повсеместно выходят из употребления, видимо, в связи с недостатком времени, чтоб нажать на соответствующие клавиши. Запятые летают по текстам, как бестолковые августовские мухи, садятся там, где им не положено сидеть, или вообще срываются с места в самый неожиданный момент и исчезают в неизвестном направлении. Вот даже на рисунках Кати слово "комментарии", например, написано с одной буквой "м". А эти неологизмы типа "лайкнуть" или "комент"! Ну, это-то уж полбеды. А вот "пофиг", "что вы паритесь", "исчо" или "есчо" — это не просто просторечие или вульгаризм, это как раз признак того, что человек "хорошо" владеет современным русским языком. И пользуются подобной лексикой отнюдь не малограмотные люди, а вполне себе начитанные, воспитанные на Гоголе, Пастернаке и прочих лучших образцах русской и мировой литературы и в целом культуры.
Это явная бравада, это желание быть понятым, страх показаться белой вороной в обществе, где существуют определенные поведенческие коды. И основано это, как ясно дает понять Катя, на кромешном внутреннем одиночестве человека, толкающем его в эти самые сети, на неуверенности в себе, желании спрятаться под маской-"ником", предусматриваемой этой ролевой игрой. Здорово говорится об этом в рассказе "Ярко-розовая капуста". Автор настойчиво повторяет слово "друзья", говоря о собравшихся на даче, а "друзья" эти в общении друг с другом совсем не заинтересованы. Все их мысли занимает то, что они никак не могут выйти в интернет и выложить фото шашлыка или необычного сорта цветной капусты на свою страничку в Facebook´е. "Дефицит катарсиса" называется одна из представленных в книге миниатюр. Дефицитом любви объяснила бы я такую тяжелую зависимость. Персонаж рассказа "День объединения", обитатель элитного поселка на берегу Рублёвского водохранилища, берег которого и он, и все прочие, живущие там, объявили своей частной территорией и огородили непроходимыми заборами, — тоже закодированная жертва определенной поведенческой среды. И тоже мается от одиночества. Интересно, что рассказчица и ее друг попадают в это место в попытке сбежать (неудачная, выходит, попытка!) как раз от выхолощенного, "запрограммированного" мероприятия, подразумевающего, что все должны вести себя согласно правилам: объединяться, веселиться, да что там — чувствовать себя в обязательном порядке счастливыми. Ну, тогда, может, одна из возможных разгадок появления "нового русского языка" — это бунт против правил и регламента внешнего мира? Самый, кстати, безопасный в смысле закона. За слово "ужос" и фразу "Что вы ищите" в тюрьму ведь не посадят. Жаль лишь, что бунтовщики-то — добровольные члены зарегламентированных, многолюдных и совсем не дружеских организаций, где никто никому по сути не интересен, где вместо любви — "лайки", имитирующие внимание и взаимность…
Ну, это о сатирической составляющей "Фейсбучных баек". Есть в книге Кати Рубиной и беззлобный, добрый юмор, представленный в изобилии. Такие милые, вызывающие радостную улыбку персонажи и сюжеты. Есть и пронзительная, дергающая душу грусть, настигающая неожиданно, как тот самый катарсис. Имею в виду рассказ "Фивы действительно существуют". И рассказчик здесь поднимается уже до высокого уровня того самого гениального шута, которому кажется: "Вот маску я сниму, и этот мир изменится со мной…"
Просто удивительно, как много хочется говорить об этой тоненькой-тоненькой книжечке. Она пример того, что не в объеме материала дело, а в его качестве. Заранее завидую тем, кто в первый раз откроет для себя творчество Кати Рубиной, прочитав эту книгу.

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.