Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (143), 2017 г.



Мария ЛЕОНОВА
 "Евангелие в русской литературе"
Сборник материалов конференции и круглого стола



М.: Издательство газеты "Православная Москва", 2015

Нет секрета в том, что вся русская литература, начиная с древних времен, связана с Библией. Отечественная словесность всегда равнялась, прежде всего, на библейские моральные ценности.
А. С. Пушкин писал о Новом Завете: "Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелие, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".
В Откровении Иоанна Богослова выражена мысль о Слове, как начале всего сущего. Ее можно трактовать как прямо, так и по отношению к литературному процессу: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
В предисловии к сборнику, составленному по материалам конференции и круглого стола "Евангелие в русской литературе", протоиерей Михаил Дудко доказывает: "...тезис о том, что Евангелие одухотворяет нашу литературу, выглядит очень естественным". Замечая, что "уже ранняя русская литература проникнута духом христианства", он делает вывод: "...какие-то ниточки тянутся из того времени до наших дней". И это несмотря на то, что "многие современные произведения проникнуты духом наживы, противостоят традиционной морали".
На основе исследования творчества русских писателей XIX века в книге поднимаются различные вопросы этического характера: о христианских заповедях в художественной литературе, о произведениях, которые, в отличие от других, не менее когда-то популярных, "остаются в веках", их "вновь читают и перечитывают". Это также вопросы перевода классической литературы на современный язык. Стоит ли этим заниматься?
Сборник составлен из двух частей, которые связаны между собой общей идеей, состоящей в том, что литература — это способ преображения жизни, а книги, несущие в себе христианское начало, это литература идеального образа, чего так не хватает современным писателям.
Доктор филологических наук, профессор Владимир Захаров, — один из авторов сборника, утверждает, что "проблема современной литературы — это проблема идеалов".
Первая и основная часть книги включает в себя доклады участников конференции. Вторая часть посвящена круглому столу. Какие темы обсуждаются писателями?
Это "Тема грехопадения и спасения у Островского и Лермонтова" (поэт, драматург, член Союза писателей России Андрей Галамага), "Роль и функции евангельского образа в художественной системе Ф. М. Достоевского" (доктор филологических наук Татьяна Касаткина), "Сознание и самосознание древнерусских писателей XI — первой трети XVIII в.в." (доктор филологических наук, профессор Александр Ужанков) и многое другое.
Теоретики и историки русской литературы, авторы научных работ по русской прозе и поэзии, авторы монографий, специалисты в области культуры, философии, религиоведения приняли участие в работе над этой книгой.
В статье "Тайна русской литературы" Владимир Захаров указывает на "значение евангельского текста". Ссылаясь на Христа, как любимый образ Достоевского, профессор приоткрывает тайну русской литературы, которая, по его мнению, заключена в православии: "Вообще вся русская литература, весь образ мыслей и история укоренены в православии, в Евангелии. Именно по Евангелию многие учились читать, а Достоевский свидетельствовал о том, что он выучился читать в раннем детстве по Евангелию... Тайна человека, тайна России, тайна истории, которую исповедовал Достоевский, — православие. Нам это нужно объяснять, защищать и отстаивать".
Поддерживая это убеждение, доктор филологических наук, профессор Ирина Киселёва в работе "Евангелие как основа религиозной этики М. Ю. Лермонтова" цитирует
Н. И. Стороженко и Н. П. Дашкевича: "Только религия могла смирить эту огненную боевую натуру, исполнить ее прощения и любви". Что же касается Гоголя, то о нем можно привести цитату из труда доктора филологических наук, профессора МГУ Владимира Воропаева: "Именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения... Евангельская любовь, считал Гоголь, должна лежать в основании отношений между людьми".
В своем творчестве русские поэты и писатели позапрошлого века, оставшиеся в истории литературы, всегда руководствовались христианскими постулатами. Эти традиции во многом переняли и лучшие художники слова XX века. Прозаик, лауреат международных и российских литературных премий Анастасия Чернова в статье о поэте Николае Рубцове тонко замечает, что для религиозного типа сознания характерна расположенность человека к внешнему природному миру.
На круглом столе современные писатели обсуждали вопрос о возрождении страны через литературу. Возможно ли это? Будем надеяться, что возможно. Материалы круглого стола также вошли в эту книгу, составленную Анастасией Черновой под общей редакцией протоиерея Михаила Дудко.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.