Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (143), 2017 г.



Александр Файн,
"Красный телефон"



"Литературные известия" № 2/2017

Новый рассказ писателя Александра Файна, опубликованный в газете "Литературные известия", характерен для всего его творчества. Продолжая линию рассказа-судьбы, где повествование переходит в "рассказ о судьбах", как писал Владимир Коркунов в статье "Творческая лаборатория Александра Файна" (журнал "Дети Ра", № 9/2013), Файн подчеркивает, тем не менее, что это не простой рассказ. Действительно, сюжет развивается так, что читателя, не сбиваясь с основной повествовательной линии, отправляют в другую историю со своим сюжетом и смыслом. Это напоминает переходы и мостики самой жизни, которая перетекает из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее. Разделимы ли они или объединяются мировой гармонией в единый сплав, в котором прошлое оказывает влияние на последующие события? Таким образом, возникает очень болезненный, главный вопрос для автора. Нужны ли воспоминания? Но только не придуманные, не приукрашенные, не сглаженные временем, а объективные и честные? На этом вопросе построена вся сюжетная линия.
"Человек, описывая свою жизнь, показывает себя таким, каким хотел бы казаться, а вовсе не таким, каким он был на самом деле", — так писал Жан Жак Руссо.
Близка к этой позиции и героиня рассказа Елена, руководствующаяся постулатом Зигмунда Фрейда: "Нет такой ошибки, которую уже не совершил человек. Опыт никого ничему не научил. Воспоминания полны лжи". Кредо этой образованной женщины, доктора филологических наук, жены героя рассказа, — "категорическое неприятие воспоминаний в любом устном или печатном формате". Можно только догадываться, почему у Елены возникло это неприятие, так как о ее предыдущей личной жизни читатель почти ничего не знает. "...я пришел к мысли, что отношение Елены к воспоминаниям — лишь неизлечимый комплекс прошлой обиды, которую она превратила в интеллектуальную агрессию", — утверждает ее муж, профессор. Оппонентом Елены выступает свекровь — в прошлом учительница и апологет "исповедальной литературы", "собирательница фактов из жизни знаменитых персон". Субботние спаринг-ужины становятся ареной, где две "гигантессы мысли и знания" интеллектуально соревнуются, занимая разное отношение к проблеме воспоминаний. Профессор гордится своими женщинами — матерью и женой. Их умом, начитанностью, красотой, умением отстоять свою позицию. Но, несмотря на это, что-то ущербное проскальзывает в супружеских отношениях. Казалось бы, встретились и полюбили друг друга два умных и красивых человека. Он — математик, она — литературовед. Физик и лирик. На деле же именно физик становится лириком, уходя с головой в художественное творчество, а лирик — рациональным математиком, пытающимся все расставить по безупречным, правильным местам.
Поучительный тон Елены, ее надменность, холодные сентенции, непримиримость к чужому мнению, практикуемая дистанция в отношениях с установленным заранее "умным" регламентом, отсутствие спонтанности, — все это заставляет задуматься о том, есть ли любовь между супругами. Они, в принципе, не против любить и уважать друг друга. Другой вопрос — умеют ли они это делать? Или в процессе становления их интеллекта утратилось что-то главное, что должно быть присуще человеку? Например, нежность, искренность, тревога за любимого, а не запланированная забота по расписанию.
Таким образом, Александра Файна можно назвать мастером психологического портрета, в котором все выписано тонкими штрихами, продиктованными не художественным вымыслом, а самой жизнью. Проблемы личных и семейных отношений, затрагиваемые писателем, также важны в рассказе, как и вопрос о воспоминаниях. Он приобретает, в том числе, и гражданское значение. Ведь воспоминания — это не только личная жизнь, но и история нашей Родины.
Как бы ни отрицала Елена прошлое, оно проходит, что называется, красной линией через весь рассказ. Война с "только что отмененными карточками на продукты", полуподвал, который был из дворницкой переоборудован в коммуналку... Жители этой коммуналки.
Тут же — в противовес — условия современной жизни: четырехкомнатная квартира с двумя туалетами и двумя теплыми балконами.
Прием контраста используется писателем постоянно: разное отношение к минувшему, "противостояние" матери и тети Маруси в коммунальной квартире с "могучей маткой шумного семейства, которая держала при себе мужа — экспедитора мясокомбината", бедность и необустроенность быта и любовь к спорту или классической музыке. Наконец, первая, искренняя, бесшабашная любовь героя рассказа в юности к соседке по коммунальной квартире Зине и рациональный образ жизни с Еленой в зрелые годы.
Для чего нужна Файну антитеза? Она используется для того, чтобы четче выделить контуры предмета обсуждения. Именно на антитезе построены лучшие произведения русских классиков. Так устроен и сам мир, где, по словам Достоевского, душа — это поле боя между добром и злом, между Богом и дьяволом.
Целая вереница судеб проходит перед читателем, когда профессор воскрешает в своей памяти былые времена. Но нельзя кратко, в одном рассказе охватить десятки лет. Хотя, надо признать, Файну это удается. Именно через призму возвращения в прошлое обозначаются вехи целой эпохи. Они начинаются с послевоенного времени и доходят до наших дней. Это и строительство, и музыка, и спорт. Это и секретные разработки в лаборатории Королёва, и судьбы знакомых, друзей, близких людей, причастных к историческому процессу.
Символ же "красного телефона" (тотального контроля) — прямого соединения с кабинетом Сталина, — утрачивает свой смысл в цехе тружеников завода. Там он служит "как экстренная связь на случай пожара или ЧП".
Такая же "экстренная связь" необходима человеку и со своим прошлым, и с прошлым своей страны. Иначе мы забудем о том, кто мы и откуда. Анатоль Франс писал: "Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина".
Неся ответственность за прошлое, писатель Файн и возвращается в него постоянно, призывая и нас всех не забывать как о своей личной истории, так и об истории нашей страны. Но — не искажая фактов.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.