 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 03 (143), 2017 г.

Андрей Ширяев «Случайный ангел»
М.: «Издательство Евгения Степанова», 2016
Одна из основных, на мой взгляд, проблем поэтики — критерии оценки поэтического текста. Как оценивать текст? По принципу — нравится или не нравится, или все-таки с научной точки зрения? Или — совместив эти два подхода? Несколько лет назад я предложил термин «тропонасыщенность», подразумевая под ним совокупность тропов и фигур, влияющих на суггестивность произведения. Доктор филологических наук А. Бубнов в беседе со мной развил эту идею и даже предложил ввести в литературоведческий обиход понятие «коэффициент тропонасыщенности». С одной стороны, все это, конечно, может показаться весьма комичным, с другой стороны, совершенно очевидно, что в литературном мейнстриме немало «раскрученных» стихотворцев, которые просто стихов писать не умеют, никаких тропов и фигур в их текстах нет и в помине. А поэзия — это все-таки не только душа, но и прием, точнее — совокупность приемов. Проще говоря — мастерство. Мне интересны приемы современных авторов, я восхищаюсь ассонансными рифмами Сергея Арутюнова, умением использовать центон Александра Кабанова, анаграммами и инсайдаутом Константина Кедрова и т. д. Тот или иной прием — всегда на поверхности, он доминирует, делает автора мгновенно узнаваемым и неповторимым. Поэтика трагически ушедшего из жизни Андрея Ширяева максимально сложна и имеет, согласно терминологии А. Бубнова, максимальный коэффициент тропонасыщенности. Здесь нет ни одного приема, который нарочито бросался бы в глаза, многочисленные тропы и фигуры как бы не видны, о них не думаешь и не обращаешь на них внимания. Стихи представляют из себя единую монолитную субстанцию, в которой все точно на своем месте. Печатался при жизни Ширяев очень мало, в журналах «Арион», «Дети Ра» и «Футурум АРТ». И вот новая — посмертная! — книга, составленная Натальей Крофтс. На мой взгляд, все стихи этой книги превосходны. Это как раз тот случай, когда зрелый мастер, владеющий всем версификационным инструментарием, сумел выразить себя и время, сумел сделать совокупность приемов — изысканной и волшебной поэзией, которой нельзя не сопереживать. Вот характерное стихотворение.
* * *
Вот мы и не увиделись. За лето засохло все, что требовало влаги. Сезон ресниц. Стрельба из арбалета в бочонок из-под выпитой малаги. Полет на наконечнике. Гитара в холодных пальцах. Вспышка кокаина и гонка на взбесившемся «Камаро» из джунглей в горы, вверх по серпантину. И море. Пахнет порохом и сеном от партизанской ржавчины и стали, от ночи у старьевщика на сером, когда-то разноцветном одеяле. Прости. Немного слишком откровенны желания и действия. На марке с почтовым штампом — профиль Картахены. Проси. Тебе воздастся. Это Маркес. И это — одиночество. Беглянка, монахиня, хранящая за крохи любви чужую память, точно склянка с водой из доколумбовой эпохи, возьму тебя у терпеливой пыли, войду, огнем и осенью наполню. Ты говоришь, мы были вместе? Были. Наверное, мы — были. Я не помню.
Приемы здесь самые изысканные — строчные анжамбеманы, неожиданные рифмы (eх. марке с—Маркес), аскетичная телетайпность речи и т. п. Но это не главное. А главное то, что стихотворение вызывает у меня (читателя) эмоции, я понимаю лирического героя, я понимаю, о чем трагически говорит автор. Он говорит о том, что нежные чувства быстротечны, о том, что жизнь проходит (прошла), о том, что шутки закончились. И тут «дышат почва и судьба». Андрей Ширяев — выдающийся поэт, один из ярчайших представителей нашего литературного поколения. У меня в этом нет никаких сомнений. И я счастлив, что издал эту книгу.
Евгений СТЕПАНОВ
|
 |