Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (42), 2010 г.



"...Гвоздями слов прибит к бумаге..."

14 апреля исполнилоь 80 лет со дня трагической гибели выдающегося поэта-футуриста, публициста, драматурга, классика советской литературы, по мнению великого мастера по созданию идолов для поклонения И. В. Сталина, — "лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи", В. В. Маяковского.

Поэт родился в Грузии, жил, по большей части, в Москве, умер и похоронен там. Но есть в его биографии и петербургские — вернее, петроградские — странички, некоторые из них, если в них вчитаться, вполне судьбоносные.

Конечно, в своих стихах он писал и о нашем городе. В искусстве "серебряного века" город было принято рисовать в красках темных и тревожных. Вполне вписывается в общий хор и характеристика Петрограда, данная ему Маяковским:

В ушах обрывки теплого бала,
а с севера — снега седей —
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.

С 1915 по весну 1919 года Маяковский постоянно проживал в Петрограде, на Надеждинской улице, 52, а потом на улице Жуковского, в доме № 7. Это была квартира на одной лестничной площадке с квартирой Осипа Максимовича Брика и его супруги — Лили Юрьевны. Их познакомила в июле 1915 года сестра Лили — Эльза, в будущем жена французского писателя Луи Арагона.

С самого первого дня "Володенька" становится самым близким человеком для четы Бриков. И с этого дня, "радостнейшей даты", как говорил сам Маяковский, начинается страстная, поначалу взаимная, но все-таки такая безнадежная, любовь поэта к Лили Юрьевне. Она до самой смерти будет носить на цепочке подаренное им кольцо с гравировкой из ее инициалов: Л.Ю.Б. Буквы эти складывались в бесконечное "люблю", которое у самого Владимира Владимировича не кончилось до самой его смерти. "Это, может быть, последняя в мире любовь вызарилась румянцем чахоточного". Любимой женщине посвящены почти все произведения поэта. Последнюю открытку Лили Юрьевна посылает Маяковскому 14 апреля, в день его смерти. О ней он пишет в своей предсмертной, прощальной записке.

Она проживет долгую-долгую жизнь, интересную и богатую людьми и событиями. Но уйдет из жизни, тоже выбрав самоубийство, полагая, что обременяет своей физической беспомощностью близких. Какое ужасное внутреннее одиночестве изъедало, видимо, души этих двух людей, чьи жизненные пути однажды пересеклись на нашей петербургской земле!

"Мне, чудотворцу всего, что празднично, самому на праздник выйти не с кем", — жаловался Маяковский в своей пронзительной "Флейте-позвоночнике".

Тогда, в 1915-1917 годах Маяковский проходил военную службу чертежником в Петроградской автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали. Но Осип Максимович выкупил у поэта по 50 копеек за строку поэмы "Флейта-позвоночник" и "Облако в штанах" и напечатал; вторую, например, тиражом в 1050 экземпляров.

Квартира Бриков-Маяковского становится литературным салоном, который посещают известные люди и литераторы: среди них Пастернак, Хлебников, Горький, Кузмин и многие, многие другие. (К слову сказать, подобный этому "литературный салон" Лили Юрьевна содержала и в 60-х годах. В ее квартире на Кутузовском проспекте, к примеру, бывали молодой Андрей Вознесенский, Майя Плисецкая и Родион Щедрин).

В 1915 году в артистическом ночном кабаре "Бродячая собака" Маяковский прочитал свое знаменитое "Вам!", произведшее на слушателей эффект разорвавшейся бомбы. Завсегдатаи тогдашних светских "тусовок" были шокированы тем, что поэт употребил в своем стихотворении грубое слово "зажравшиеся". О Маяковском заговорили.

Позднее, после завязавшейся тесной дружбы с Бриками, Маяковский отошел от созданного им для себя богемного образа, стал одеваться в костюм и даже носить элегантную трость. В 1918 году в здании Консерватории была поставлена пьеса Маяковского "Мистерия-буфф"…

В 1919 году Владимир Маяковский переехал в Москву. Впереди у него еще было 11 плодотворнейших лет служения — теперь, в основном, уже пролетарскому искусству. И все-таки лучшие свои лирические произведения поэт создал в нашем городе. И если его классические советские стихи останутся навсегда частью истории нашей литературы, то живой, молодой ("У меня в душе ни одного седого волоса!"), полный несокрушимой страсти и жажды жизни голос автора "Флейты-позвоночника" звучит необыкновенно живо и понятно современным читателям, среди которых все больше и больше молодых людей. Энергетика этого по-настоящему мужского поэта, а совсем не "облака в штанах" завораживает и восхищает. "…Чувствую — "я" для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо…"

И, конечно, не дает покоя то, что уже в этих ранних стихах поэт как будто пишет себе программу на будущее: "не поставить ли лучше точку пули в своем конце". Эта точка пули, думается, была поставлена не от усталости и изношенности души. Это последний яростный вскрик яркой, необыкновенно талантливой, безудержно страстной, не умеющей успокоиться натуры. "Последний концерт!.."

В нашем городе в честь Владимира Маяковского названы Центральная библиотека, улица, станция метро. Но, прежде всего, с нами его стихи. Маяковский весь в них.

"Видите — гвоздями слов прибит к бумаге я". Редко сейчас встретишь такое оригинальное, ни на кого не похожее, неповторимое самовыражение…

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.