Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (41), 2010 г.



Выставка новой русской иконы

Выставка новой русской иконы художниц Франки Байль и Татьяны Паули была открыта 1 апреля в Болгарском Культурном Институте Берлина. После столетнего забвения иконопись постепенно возрождается и, конечно, к этому возрождению причастна, в первую очередь, славянская душа как хранительница ортодоксального искусства. Татьяна Паули родилась в Омске, посещала детско-юношескую изобразительную студию, а потом 5 лет училась на дизайнера. С 1994 года она живет в Германии, поначалу в живописном Зауерланде Северной Рейн-Вестфалии, где на неоднократно принимала участие в выставках портретной живописи, — именно в этом направлении развивала художница много лет свое умение. В 2003 году Татьяна переехала в Берлин, — он нравится ей своей насыщенной культурной жизнью. Наряду с более опытным в иконописи мастером болгаркой Франкой Байль, которая выставляет свои работы не впервые, Татьяной Паули в первый раз представлены на суд публики 22 иконы. Интерес к живописи появился у нее только три года назад после посещения картинных галерей и храмов Москвы. Решив попробовать себя в этом новом для нее направлении, она поначалу собиралась учиться иконописи в Москве, но счастливый случай свел ее с Франкой Байль, которая и посвятила Татьяну в это сложное ремесло. "Списывать иконы — это большая радость", — говорит художница. Ее увлекают многоплановость изображения, цветовая гамма и выписка деталей. Так как Татьяна много лет работала в жанре портрета, это явилось для нее не малым опытом в создании ликов. Однако в отличие от портрета икона ничего не изображает, а являет, ее нельзя копировать, — ее можно только списывать. Изначально иконами Церкви были образы Спасителя и Божьей Матери. Только потом уже стали изображать апостолов и святых. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к первообразу. Иконописные образы — это своеобразный учебник для иконописцев, поэтому в написании человеческой фигуры, ангелов, архитектуры, ландшафта и т.д. художник не может не следовать определенным правилам. Поскольку икона предмет священный, в ней не должно быть элементов вольности ни в содержании, ни в художественной форме, ни в живописной технике. Этот догмат был сформулирован еще 7-м Вселенским Собором в Нике (787 год после Р.Х.). Именно поэтому в списках с икон, начиная с Андрея Рублева и Феофана Грека — самых почитаемых мастеров московской школы живописи 15-го века, — и заканчивая святыми, которые проявили себя уже в 20-м веке (как, например, Святитель Серафим Софийский), Татьяна старается придерживаться тех же строгих канонов иконографии, в которых творили свои шедевры великие мастера. Ее сюжеты — это сюжеты Библии от "Благой Вести", когда Архангел Гавриил посылается к Богоматери, чтоб известить ее о том, что она избрана для спасения человеческого рода, и до "Рождества" с "Вознесением". Эти многоплановые, сюжетные работы — списки с византийских и греческих икон 14-го века, а также с икон рублевской школы начала 15-го века. Одна из любимых работ художницы — список со знаменитой "Живоначальной Троицы" Рублева, где в центре композиции помещена единственная чаша как символ единения Отца, Сына и Святого Духа. Гармоничное сочетание всех элементов старается передать в своих списках и Татьяна Паули. Завораживает ее работа с византийской иконы на золотом фоне "Богоматери молящейся", где нет плавных переходов, где жесткий контраст между светом и тенью, но где от всего облика Богоматери исходит какая-то лучезарная надежда на спасение. От лика Богородицы — свет, а золотой фон — символ причастности к Божеству.

Работа вместе с подготовкой доски занимает у Татьяны 2-3 недели. Ведь прежде чем приступить к написанию самой иконы, надо обклеить доску паволокой и нанести левкас на основе яичного желтка с последующей шлифовкой. В иконописи употребляют яичную темперу, беличьи и колонковые кисти разных размеров. Иконописцу нужно передать не прямую перспективу, как на картине, а обратную, чтоб точка схода располагалась в предстоящем перед иконой человеке. От икон исходит благодать, которая должна изливаться на нас с вами. Именно в этом заслуга художника, если он справился со своей задачей. С очищенной душой поэтому уходили с выставки немногочисленные, но благодарные посетители. Одну из своих работ, "Святого Апостола Петра", Татьяна Паули подарила собору Святого Петра в Берлине.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.