Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (141), 2017 г.



Сергей Бирюков
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. ПОИСК ОТВЕТОВ

Литературные журналы — особый и важный сегмент СМИ в России. Однако уже длительное время традиционные журналы теряют аудиторию, тиражи минимизируются. Разумеется, это вызывает определенную тревогу. В последнее время было немало различного рода обсуждений этой проблемы. В Екатеринбурге в прошлом году был инициирован своего рода мозговой штурм под названием "Толстяки на Урале". В этом году встреча редакторов ряда "толстых" журналов прошла на Урале во второй раз. Трудно сказать, насколько такие встречи могут изменить ситуацию и увеличить популярность "Нового мира", "Знамени", "Октября" и др. Что касается журнала "Урал", то он как раз ищет новые формы подачи материала, привлекает авторов из нестандартного набора, учитывая и региональный интерес, и мировой контекст. Очевидно на Урал все-таки ездят за опытом!
Несмотря на очевидный кризис литературно-художественных изданий, они все-таки продолжают бороться за существование! И в то же время появлются новые издания, которые уже не претендуют на всеохватность, а нацелены скорее всего на определенные группы читателей.
Так, выходящий с 1995 года "Журнал поэтов", инициированный доктором философских наук, известным поэтом и литературоведом Константином Кедровым и его группой ДООС, не раз уже менял свой облик и подходы к подаче текстов. Это единственный в своем роде литературный журнал, органично соединяющий вербальное и визуальное. Он отличается оригинальным дизайном, который создает замечательная поэтесса Елена Кацюба в содружестве с художниками. Это действительно настоящий журнал поэтов. Организовали и редактируют его поэты, в редколлегии тоже в основном поэты. И понятно, что печатаются поэтические произведения, которые могут быть и прозаическими, и визуальными. В журнале довольно сильный пласт эксперимента. Слово предоставляется самым разным авторам, как российским, так и зарубежным. Можно сказать, что перед нами предстает панорама современного поэтического движения. Вышло несколько антологий журнала. Пару лет назад образовалось издательство ДООС, которым руководит поэтесса Маргарита Аль. Она и занимается сейчас изданием журнала, антологий, а также отдельных сборников авторов журнала.
В конце 90-х-начале 2000-х годов на весьма шаткую литературную журнальную сцену вступил выпускник факультета иностранных языков Тамбовского пединститута и студиец студии "Слово", которую я вел при областном Доме учителя в 80-е — 90-е годы, Евгений Степанов. В журналистике Евгений прошел, можно сказать, огни и воды. От рассказовской "Трудовой нови", тамбовских областных газет до столичных изданий — журналы "Огонек", "Мы", "Столица", газета "Семья", "Крестьянская Россия" и мн. др. По собственной инициативе он стажировался во Франции и США. Поэт, прозаик, переводчик, журналист, он создает в самом конце 90-х годов журнал экспериментальной поэзии "Футурум АРТ". Не утаю, что это было при моем активном содействии. Я рекомендовал авторов, предлагал разделы, давал собственные материалы. По всем признакам проект был авангардным, то есть абсолютно утопическим! И чрезвычайно необходимым для литературного процесса. Без эксперимента, без поиска новых форм в литературе образуется застой. Этот журнал был призван поднять градус литературного процесса. И надо сказать, что он в общем сработал и продолжает работать. Журнал выходит до сих пор, хотя на бумаге небольшим тиражом, в основном в сети. Разумеется, мы не обольщались и не могли рассчитывать на какую-то тиражность проекта, но также и не могли отказаться от выполнения своей роли, которая нам, видимо, была предназначена. В ходе эксперимента с "Футурум АРТом" пришло осознание необходимости журнала, который наиболее полно мог представить современную русскую поэзию, которая творится и в регионах России, и за ее пределами. Журнал "Дети Ра" в 2004 году Евгений создавал уже с другими людьми. С самого начала я в нем участвую как член редколлегии и как автор. Журнал довольно быстро обрел оригинальное лицо. В первую очередь за счет открытия новых имен и возобновления публикаций известных авторов, которые не публиковались совсем или печатались очень ограниченно в других журналах. Особенно это касалось и касается поэтов, живущих в регионах России и в ближнем и дальнем зарубежье. Кроме того, журнал постоянно представляет переводы из иноязычных поэтов, чего почти нельзя встретить на страницах традиционных журналов. Поскольку Евгений Степанов активно занимается исследованиями в области поэтики (он кандидат филологических наук), то в журнале вполне естественно сформировался серьезный раздел критики и литературоведения. Причем с уклоном в "литературную учебу", что очень полезно для начинающих авторов. Вокруг журнала проводятся различные литературные мероприятия: фестивали, литературные встречи, выездные презентации журнала в областных центрах. Кроме того, поэты, публикующиеся в журнале, получают возможность выхода отдельными книгами в издательстве "Вест-Консалтинг", которое создал Степанов. В результате без журнала "Дети Ра" невозможно представить современный литературный процесс.
Однако на этом Евгений Степанов не успокоился. Уже через год после "Детей Ра" он делает еще один необычный ход — открывает в Москве журнал петербургских писателей "Зинзивер". И вступает таким образом в конкуренцию не только с московскими, но и петербургскими журналами. И эту конкуренцию выдерживает. Преимущество здесь отдано петербургским поэтам, прозаикам и критикам, но публикуются и авторы из других регионов и зарубежья. Может быть, у "Зинзивера" не такой размах, как у "Детей Ра", но свою нишу качественного журнала он держит крепко.
Развивая своеобразную "литературную медиаимперию", Евгений Степанов учреждает в 2008 году газету "Литературные известия", а в 2010 году газету "Поэтоград". Первая по форме ближе к традиционным "Литературной газете" и "Литературной России", но и отличается от них, что практически не касается вопросов, не связанных с литературой. В "Литературных известиях" информация о литературных событиях, изданиях, большой рецензионный раздел, публикации текстов. "Поэтоград" — газета, получившая название по слову гениального русского поэта (тесно связанного с Тамбовом) Николая Глазкова. Это газета, полностью посвященная поэзии. Здесь собственно стихи, рецензии на поэтические книги, информация о поэтических событиях, фоторепортажи с этих событий.
Чтобы картина "литературной медиаимперии" Евгения Степанова была полной, упомянем, что с 2006 года он издает альманах визуальной поэзии "Другие", журналы "Персона PLUS", "Знание-сила. Фантастика", несколько лет принимал участие в издании литературного журнала "Крещатик" и с 2013 года издает журнал "Зарубежные записки". Естественно, что такое количество изданий привело в конце концов к созданию интернет-портала "Читальный зал" (http://reading-hall.ru/), где размещаются не только издания самого Степанова, но и многие другие издания, из более известных, например "Юность", "Наш современник", "Москва". Переформатировав журнально-издательское поле, Евгений Степанов создает свой союз писателей — Союз писателей XXI века и учреждает премию "Писатель XXI века".
При этом характерно, что основной портал издателя и организатора литературного процесса находится по адресу первого журнала, который он создал: http://www.futurum-art.ru/
Все подробности вокруг затронутых изданий, тем и проблем сосредоточены на этом сайте.

(Впервые опубликовано в сборнике материалов научной конференции в ТГУ им. Г. Р. Державина)



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.