Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (141), 2017 г.



Андрей Ширяев
"Случайный ангел"



М.: "Изд-во Евгения Степанова", 2016

Тяжело, когда они уходят. Неузнанные, непонятые, неуслышанные. Талантливые… Почему все чаще творчество одаренных поэтов проходит мимо широкой публики и не попадает в поле зрения даже профессиональных литературных критиков? Возможно, виновато время, или общество, или тонкая душевная организация самих творцов, не способных работать локтями и идти по головам — в отличие от бездарностей, которые, как известно, всегда и везде пробьются сами. Ах, опять эти проклятые русские вопросы: кто виноват и что делать?.. Нет ответа.
Так и стихи Андрея Ширяева, трагически ушедшего из жизни в 2013 году, пока что мало кому известны, все еще ждут своего часа. Эта посмертная книга — прекрасный шанс познакомиться с творчеством поэта, услышать его голос из глубины мироздания.

Если тени твоей нет покоя за черной рекой,
В этом зле, мой двойник,
            ты не сам ли стихами повинен?
Мой двойник, говорю,
            сам себя повязавший строкой
С побережьем живых —
                        от начала, потом и поныне.

Все творчество Андрея Ширяева пронизано ощущением неминуемой гибели, приближающегося трагического конца, который превращает жизнь лишь в непродолжительный этап на пути к вечности. Это чувство было присуще многим творцам, лучшим поэтам прошлого: "В этом мире я только прохожий…" (С. Есенин), "В то время я гостила на земле…" (А. Ахматова). Они предчувствовали свой уход задолго до того, как выходил их срок, и это помогало им воспринимать жизнь несколько отстраненно, как будто издалека. И Андрей Ширяев на своем уровне творческого восприятия следовал тем же скорбным путем:

Говори мне: кому — я?
                        Зачем я на этих весах?
Кто меня уравняет с другими
                        в похмельной отчизне?
…а прекрасный восток оживает
                        в прекрасных глазах
слишком поздно для жизни.

Тема смерти, как это часто бывает в поэзии, да и вообще в литературе, у Андрея Ширяева сопровождается мотивами одиночества ("Одиночество пить, как вино, и вином запивать…") и ускользающей, неразделенной любви. Это все тот же канонический образ хрупкой дантевой Беатриче, недосягаемой музы поэта. "Случайный ангел мой, бродячий колокольчик…" — так обращается автор к своей возлюбленной, наполняя ее очертания легкостью, воздушностью, изысканной утонченностью.

…Дожить бы. А пока — вторая флейта стонет
И тонет в темноте, и падает рука
Навстречу облакам, и женщина в ладонях,
Как скрипочка, легка.

Во время чтения стихов Андрея Ширяева невольно концентрируешь внимание на необычности, незаурядности его метафор, на оригинальной словесной игре. Вот, например:

Еще не ветер. Пусто. Облака, как ялики,
слегка качаются в распахнутом стекле.
С ветвей срываются антоновские яблоки,
Плывут к земле…

Здесь явно читается попытка остановить мгновение, замедлить ход неумолимого времени, отсрочить неизбежное.  Увы, это невозможно. Судьба бывает безжалостна, и у некоторых творцов в какой-то момент возникает отчаянный порыв обыграть ее на последней черте — пусть даже ценой собственной жизни.

Сценарий лжи. Леплю куличи из ила,
Тяну больное, путаясь в алфавите.
Честней, пока не поздно, разлить чернила,
И кинуть грош Харону, и встать, и выйти…

Кому-то удается преодолеть это состояние, оставив его лишь на страницах исписанной бумаги, а кто-то действительно решает уйти. Покидает грешную землю, чтобы превратиться в память.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.