Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (141), 2017 г.



Сергей Бирюков
"Окликание"



М.: "Изд-во Евгения Степанова", 2016

Окликание — кого? Имена в книге названы: Хлебников, Айги, Тютчев. Я не случайно поставил эти имена в таком порядке: от Хлебникова у Бирюкова вглядывание в звуковую основу слова (оттого каждое в строке — самодостаточно), от Айги — "размышляющая" сосредоточенность (в Бирюкове больше слышен Айги-ранний), особая смысловая организация стиха (например, характер пейзажа в нем отражает психологическое состояние поэта, всегда сохраняющего внутреннюю тишину), от Тютчева — космическое ощущение пространства — ощущение свое, индивидуальное, бирюковское.

сквозь пустоту пространства
пробивался луч
мерцала гладь воды
слюда стрекоз дрожала
перемещалась вдоль по горизонту
тень легких птиц <…>

Стихи этого сборника, конечно, связаны с традицией русского авангарда, но авангарда в довольно умеренных проявлениях; Бирюков все же прежде всего поэт-мелодист, и тут и там в нем побеждает Тютчев, побеждает гармоничный звук. Автору важно, чтобы его стихи были живыми, поющими — причем звучать должно все ("и лес звенит/ и снег звенит/ и перезвоны далёких звёзд/ и горизонт звенит/ и час звенит/ и голос твой/ звенит и звёзды/ выбрались в зенит/ и ночь звенит/ и день звенит…").
С книгой Сергея Бирюкова чувствуешь себя очень легко; читая ее, я не рассматриваю, как сделаны его стихи, не отхожу от них, чтобы проследить за ними оценивающим взглядом. Я сразу попадаю в стихи и дышу в едином с ними ритме. А Бирюков дышит свободно, пишет как пишется, иногда склоняется настроением к рифме — отчего невольно улыбаешься: так это у него неожиданно!

ветер сухой, континентальный
солнцем вдобавок разогретый.
Вспыхнет мотив ориентальный,
когда ты идешь полураздетый
по степи обнаженной
оврагами искаженной <…>

В чем секрет такого письма, такого словесного парения, такой легкой стиховой походки? Тайну разгадывать не хочется — в ней хочется существовать. Скажу только, что главное условие рождения таких стихов — вдохновенность, готовность без смущения сказать миру "ах!"

Как шар, шиповник
цвел среди цветов поляны,
напоминая мне иные страны.
Как шар воздушный.
Мир был цветочный, пахнущий
и душный.
Как счастье, как
любовь,
которая слепа
и колется шипами,
и простодушно
ахает цветами.
И зоркая роса дрожала
на вырезных листках,
                        напоминая об иных краях.

Эмиль СОКОЛЬСКИЙ



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.