|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 11 (139), 2016 г.
Ростислав Дижур
"Скрижаль", книги 1-2
М.: "Вест-Консалтинг", 2016
В свое время Фридрих Ницше разделил жизнь человека на три стадии: "верблюда", "льва" и "ребенка". Задача "верблюда" — учиться новому, накапливать знания, терпеливо пополняя багаж жизненного опыта. Войдя в стадию "льва", человек начинает формировать личное мнение, подвергая критическому анализу все, что накопил, будучи "верблюдом". Однако лишь в третьей, наивысшей стадии своего развития, когда человек познал чужую мудрость и нашел в себе силы отказаться от нее, составив свое неповторимое представление об истине, — только тогда он, уподобляясь ребенку, способен воздвигнуть собственный песочный замок, то есть подарить человечеству новую мудрость, новое знание.
Книга Ростислава Дижура именно об этом. Накапливая, осмысляя и непосредственно переживая каждую стадию духовного становления человечества, заглавный герой книги по фамилии Скрижаль приходит к собственным выводам, которыми и делится с читателем. Во многом выводы эти нетрадиционны, спорны, неоднозначны — и это еще одна причина обратиться к Ницше. Ведь само название книги уже неразрывно ассоциируется со знаменитой цитатой из его знаменитого философского романа "Так говорил Заратустра":
"Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех, кто пишут новые ценности на новых скрижалях".
Книга Ростислава Дижура — это роман-эпопея, призванный служить великой, хотя и недостижимой цели, которой испокон веков стремится достичь каждый мыслитель: объять необъятное.
Оказавшись на переломе эпох, пережив развал родной страны, став очевидцем того, как быстро и беспощадно обществом овладевает ненависть и нетерпимость, герой романа встает на путь познания вечных ценностей. Он обращается к своим корням и начинает знакомиться с историей еврейского народа, и так, постепенно, от эпохи к эпохе, от цивилизации к цивилизации, он обретает духовные богатства всего мира, находя ответы на самые важные вопросы человеческого бытия.
Знакомство с мировыми культурами происходит у героя в форме путешествия во времени. Проводя долгие часы в библиотеке и глотая книги одну за другой, Скрижаль все больше погружается в прошлое, постепенно "вживаясь" в него и как бы становясь очевидцем и даже участником легендарных исторических событий. Перед нами разворачивается масштабное полотно библейской мифологии, воскресают великие древние цивилизации — от Древнего Египта до Римской империи, проходит череда незабвенных образов: Будды, Конфуция, Иисуса Христа, Пророка Мухаммеда…
Задача книги — показать, что мир прекрасен именно в своем многообразии, и что пестрота национальных культур и религий не просто важна, а поистине необходима как основа существования человеческой цивилизации. И сколько бы мы ни говорили о всепоглощающем процессе глобализации, сколько бы раз ни возвращались к навязчивой идее унифицировать мировую культуру под "единственно правильную", мы неизменно будем приходить к одной и той же истине: самое ценное, что есть у каждой личности, — это ее уникальность, неповторимость ее внутреннего мира. А раз нет даже двух одинаковых людей, что уж говорить о культурах разных стран и континентов?..
Нет, никогда не суждено установиться на земле единству взглядов, верований и культур. Оно и к лучшему. Однако есть все же одна основополагающая идея, которая, будем надеяться, постепенно охватит все человечество. Это идея терпимости, взаимного уважения, готовности идти на диалог и принимать мировоззрение другого, пусть даже и кардинально отличное от твоего собственного. Только познав и приняв эту непреложную истину, человечество, наконец, получит шанс мирным путем разрешить существующие конфликты и продолжить свой путь, наконец, обретя долгожданное единство. Единство в многообразии.
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук
|
|