Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (138), 2016 г.



Елизавета Новикова
"Короткий путь в вечность"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Не успеваешь толком познакомиться с книгой, а уже охватывает грусть. Слишком юное девичье лицо глядит на тебя с форзаца огромными, проницательными глазами, и сразу после — аннотация, разящая наповал первой же строчкой: "Первая и посмертная книга известного литературного обозревателя и книжного журналиста Елизаветы Новиковой…"
В предисловии к книге говорится, что рассказы, вошедшие в этот сборник, изначально не были предназначены для публикации. Елизавета писала "в стол", скорее для себя самой, не рассчитывая на стороннего читателя. В ее художественных зарисовках, и правда, чувствуется интимность черновика, с его стилевыми шероховатостями и сюжетными недоработками. Но в этом есть и важное преимущество. Перед нами — чистый автор. Такой, каким он был. Не выхолощенный натруженной редакторской рукой, не стремящийся работать на публику в битве за тиражи и конкурсные награды. Пожалуй, только так и стоит писать — без оглядки на читателя, без стремления угодить, измеряя написанное лишь глубиной собственного сердца.
Книгу Елизаветы Новиковой едва ли назовешь оптимистичной. Зловещие апокалиптические образы, соединившись в единый авторский мир, веют готикой и создают ощущение нарастающего экзистенциального ужаса. Невольно задумываешься о том, что любившую книги и разбиравшуюся в литературе Елизавету наверняка не оставляли равнодушной произведения Уильяма Фолкнера и Франца Кафки. Они, как никто, умели создавать то самое ощущение безотчетного животного страха, вызываемого вещами необъяснимыми, бредовыми и оттого никоим образом не преодолимыми. И наш молодой автор попытался сделать нечто похожее — как минимум, преодолеть собственные потаенные страхи, поведав их чистому бумажному листу.
Впрочем, нельзя не заметить и того, что за гротескной мрачностью рассказов скрывается своеобразная ирония, горьковатая усмешка повествователя. Словно Елизавета хочет и напугать, и рассмешить одновременно, победив тем самым свойственное человеку от рождения предчувствие неминуемой смерти.
В большинстве своем главные герои рассказов Елизаветы Новиковой умирают. Причем умирают как-то нелепо, причудливо, неправдоподобно. Таким образом, у читателя формируется ощущение нереальности происходящего, будто это сюжеты ночных кошмаров или горячечных видений. Тем более, что автор обильно "заправляет" повествование мистическими событиями, находящимися за гранью абсурда. Чтобы вернуть к жизни умершего ребенка, героиня рассказа "Отчаяние" совершает колдовской обряд, в результате которого они с покойной меняются местами. Герой мини-триллера "Цыпляндия" невольно становится соучастником тайного и необъяснимого плана по "очищению" города от людей, и сам превращается в одну из жертв массовых отравлений. Эротический любовный сюжет рассказа "Когда мечты сбываются" неожиданно (или уже вполне ожидаемо?) заканчивается извращенным убийством на маниакальной почве.
Нужна ли такого рода беллетристика?.. А почему бы и нет — в конце концов, читают же с упоением бестселлеры Стивена Кинга, а "Призрак Оперы" Гастона Леру и "Франкенштейн" Мери Шелли и вовсе вошли в анналы мировой литературы.
Впрочем, куда важнее другое. Становится очень грустно и страшно, когда из жизни уходят такие молодые, тонко чувствующие и одаренные люди, как Елизавета Новикова. Жаль не только долгих и счастливых лет, которых ей не дано было прожить, но и ее творческого потенциала, которому, увы, так и не суждено было по-настоящему раскрыться. В то же время отрадой и утешением служит мысль о том, что и за столь короткую жизнь Елизавета успела найти свой собственный путь к самореализации, оставив излитую на бумаге душу в наследство тем, кому она была дорога.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.