Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (137), 2016 г.



Владимир Николаев, "Песня" / М: "Вест-Консалтинг", 2016

Так бывает — только начал читать рассказ, а уже понимаешь, что дочитаешь до конца. Хороший литературный язык, живость красок, полнота образов. Автору книги Владимиру Николаеву было, откуда почерпнуть материал для своих литературных миниатюр. Путешествия по миру, работа заграницей, не всякому выпадающая на долю возможность сравнить привычную советско-российскую бытовую атмосферу с менталитетом жителей других стран и континентов.
Рассказы В. К. Николаева представляют собой весьма популярный среди современных отечественных писателей жанр повседневной зарисовки, художественно обработанного воспоминания о недавнем прошлом нашей страны. Пестрящая многоликостью карусель земного бытия на фоне меняющихся социально-политических условий, сонм разнообразных персонажей, осваивающих искусство жить и находить маленькие радости в рутине будней.
Время повествования раскинулось на всю советскую эпоху, от ее истоков, зародившихся в крови гражданской войны, до момента ее умирания и перерождения в новую жизнь — сегодняшнюю. Так, например, дела давно минувших дней автор передает через образы бабушки и дедушки лирического персонажа в рассказе "Песня", ставшем заглавным для всего сборника. Чувства двух влюбленных оказываются сильнее воли деспотичного отца, сильнее войны и сталинских лагерей — преодолевают все на свете. И вот, дожив вместе до глубоких седин, они уже нянчат внука — наследника русской земли, которому предстоит увидеть очередную смену эпох.
Хорош в этом рассказе и напитанный жизненным соком антураж железнодорожного путешествия, который передан глазами ребенка. "…Ехали весело до самой Волги — почти на всех остановках продавали еду: жареных кур, соленые огурцы, вареную картошку и пирожки. Пирожков мама не покупала — неизвестно, чего туда нашинковали. После Волги началось царство вяленой рыбы — предлагали воблу вязанками, а лещей — поштучно, и все недорого".
Сценка, знакомая каждому, кто хоть раз путешествовал на поезде по нашим городам и весям. Настолько живая, что невольно сам уже чувствуешь запах привокзальной снеди и вкус тех самых запретных пирожков…
А кто из бывших советских граждан не улыбнется на рассказе "Портки", изображающем столь типичную для того времени сцену покупки с рук облюбованной заграничной обновки: "Джинсы были темно-синего цвета “индиго” с медными клепками… Перво-наперво следовало проверить внутренний шов.  Отечественные машинки не брали настоящую джинсовую ткань…"
Теперь у нас полно этих джинсов. Ими забит каждый шкаф, в них одеты все, словно в униформу. И кока-колы пей — не хочу, и мобила у каждого, и прямой доступ в соцсети и в Интернет. Но не дороговато ли пришлось заплатить за переход к этим сомнительным благам цивилизации?..
Возможно, как раз на эти жертвы намекает автор в рассказе "На дачу", где родственники навещают в психиатрической лечебнице старого дедушку, который для циничной обслуги богадельни — лишь раздражающая обуза, не более.
"– Петрович, как ты?
Смотрит молча. Как смотрит! Четко, жестко. Жив еще там далеко мужик. Не скажет. Ну, держись, родной".
Мы живем, работаем, преодолеваем трудности, а вокруг нас происходит то, что последующие поколения назовут историческими событиями. Для нас же это — привычная реальность, наша судьба. Мы теряем, находим, узнаем людей, становимся мудрее, оплакиваем тех, кто не выдержал. Со временем возникает желание с кем-то поделиться. Например, в форме рассказа.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.