Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (137), 2016 г.



Святослав Михня 
"Вечереющий свет"



М.: "Библиотека журнала “Дети Ра”", 2016

У каждого поэта есть строчки "сделанные", а есть такие, которые невозможно не написать. Наверно, только их и можно считать настоящей поэзией.
Книга "Вечереющий свет" Святослава Михни, вышедшая в серии "Библиотека журнала ”Дети Ра“", необычна тем, что ни одного "сделанного" стихотворения в ней нет, как нет фальши, надуманности, нет ремесленничества. Подкупает искренность чувств — они не называются, а прочитываются между строк. Так рождаются отстоявшиеся в душе неожиданные откровения.
Лейтмотив этого сборника — быстротекущая жизнь, почти тщетное желание зафиксировать вспышкой стихотворения хотя бы свое, личное существование в мире, где человек — песчинка, где "во вселенском плане есть крах планет" и "…ударов сердца — наперечет". Отсюда же решение вечного вопроса: "…Кто мы — мусор ли космический, / призраки ли наяву?".
Стихи сборника — это разговор с жизнью, выяснение отношений с судьбой. Выход из стремительности существования и незначительности выделенного нам отрезка времени в потоке всеобщего бытия поэт ищет в слове, в речи, позволяющей преодолеть "прах". Речью дышит не только поэтическое слово, но и слово природы.

…Все будет прахом — исход неточный,
когда ты речью увековечен.
И письмена на коре и листьях
так безупречны, без опечатки –
набросок зрячий предвечной кисти,
навек оттиснутый на сетчатке.

Святослав Михня прекрасно владеет техникой стихосложения. В три строфы он способен вместить множество поэтических приемов. Нестандартные рифмы ("разное—Грозного", "булавы—татарвы", "княжны—хоть бы хны"), восприятие событий "глазами" одушевленной поэтом природы, наконец, элементы юмора и философский смысл:

Звезды выступили, замерли,
так отчетливо видны
среди ветреной, беспамятной
отмороженной страны.
Уж они видали разное –
половецкой булавы
взмах, костры Ивана Грозного
и набеги татарвы.
И Сусанина с поляками,
и купание княжны
Стенькиной. Видали всякое,
Только светят — хоть бы хны.

Часто используется и разорванная строка, так любимая Цветаевой ("…из репродуктора ”Прощанье / славянки“ льется сиротливо" или "…Снова выйду в пустынный двор / детства размытого. Время — отменный вор").
Как и всякого поэта, Святослава Михню мучает вопрос цели жизни и существования. В то же время, он исполнен удивления, что при малом, отмеренном людям сроке, они "живут себе, живут" и не хотят понимать, что в конце концов "…все утратят — землю, дом и имя…".
Не только "колебания бабочек в расплавленном воздухе мая" могут послужить вдохновляющим моментом стихосложения, но и "листопадной роскоши остатки" или "мерзлая земля". Святослава Михню вполне можно назвать мастером поэтической живописи, но фон пейзажной лирики он использует для волнующих его размышлений. Например, прийти к убеждению, что "душе была из всех роскошеств мира / нужна лишь тишина. И шум дождя" может человек, который что-то уже пережил, сделал для себя выводы, что ценно в этом мире, а что нет. В лирику тонко вплетаются психологические этюды, оттенки настроений, обобщения духовного плана. Жизнь в разрезе Вечности и желание понять свое предназначение — эта тема тяготеет к христианской поэзии, несмотря на то, что в стихах мало говорится о Боге (слово "Бог" упоминается в книге только один раз), не называются святые, прихожане не бьют в рифму поклоны в каком-нибудь храме. Но в стихах этого поэта есть благодарность за подаренный нам мир с полным его приятием, почти под девизом "Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!", в них есть удивление перед тайной бытия и та благодать — наверно, идущая от любви к своему краю, о которой он говорит сам:

Есть счастье жить. И умирать.
Есть радость краткого круженья
листа, усталого движенья
осенних вод. Есть благодать.
Как сказано, всему свой срок.
Пройдем — от мала до велика.
Вот что нам жизнь диктует дико,
сама проходит между строк.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.