Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (137), 2016 г.



Дмитрий Бирман
"Странные люди"



М.: "АСТ", 2017

"People are strange" — пел Джим Моррисон. "Если у тебя нет странностей — ты странный" — утверждает современный интернет-фольклор. Потому и сборник рассказов Дмитрия Бирмана "Странные люди" мог бы называться иначе: "Настоящие люди". Ничего странного ни в персонажах этих коротких историй, ни в самих историях нет. Читаешь и понимаешь: все это произошло на самом деле. Или, по крайней мере, могло произойти — писателю, за плечами которого угадывается немалый жизненный опыт, веришь в любом случае. Для нашего времени, когда читатель предъявляет автору рассказов гораздо более строгие требования, нежели автору романов, это важно.
Хороший рассказ — по нашим временам редкость. Мало какой литератор рискнет издать сборник небольших зарисовок: громкие имена и большие деньги в современной литературе делаются на крупных романах с продолжением. Но Бирман не из тех писателей, что будут растягивать на целую книгу историю, которую можно рассказать на полутора страницах. Хотя многие из рассказов сборника "Странные люди" могли бы стать основой как минимум для повести или сценария полнометражного фильма. Например, "Летняя любовь Сани Кольцова" о молодом человеке крупного телосложения, который влюбился в девушку такой же комплекции и ради нее полностью изменился — но и девушка, как оказалось, тоже была с сюрпризом. Или трогательная история "Новогодний подарок" — об актере, который, воспользовавшись тем, что на дворе эпоха равных возможностей, попытался покорить целый мир, но забыл при этом о самом главном — своей семье…
Одна из основных тем сборника (ей посвящена вся его первая часть) — отношения мужчины и женщины. Интересная игра, правила которой для Бирмана однозначны: "ты убегаешь, я догоняю". Если же кто-то этих правил не понимает, то и судьба его ждет незавидная: "Учитывая то, что слов “добиться”, ”завоевать“ он не знал, обходясь до сих пор словом ”хочу“, пара у Виталика не сложилась". (Рассказ "Идеальная женщина".) Хочешь — не хочешь, а придется учить Гёте наизусть и быть готовым к тому, что объект любви придется вытаскивать из горящего дома (даже если дом на самом деле не горит).
Некоторые истории любви заканчиваются трогательно и романтично, как рассказы "Автоледи" и "Дорога": влюбиться можно и в девушку на инвалидном кресле, и в "плечевую" на трассе, но влюбленность — это лишь первый шаг, важно сделать остальные шаги. Есть, конечно, и печальные рассказы, потому что любовь — не всегда волшебная сказка.
Касается автор и других важных тем. Например, вечного парадокса "Умом Россию не понять", хотя некоторым персонажам Бирмана это удается: важному итальянцу Марио, посетившему обычный российский уличный туалет ("Туалетте"), жителям шотландского Эдинбурга, лицезревшим, как россияне отмечают свой любимый патриотический праздник вдали от Родины. ("День Победы в Эдинбурге") Но самый важный вопрос, который задает книга: что такое жизнь? Точнее — что такое настоящая жизнь? Кому-то, чтобы найти ответ на этот вопрос, приходится притвориться врачом и принять роды в экстремальных условиях. ("Над землей".) Кому-то — бросить непыльное ремесло соблазнения богатых немолодых женщин и постричься в монахи. ("Дольче Вита".) Политик может узнать настоящую жизнь, встретившись с избирателями, живущими в неблагополучном районе. ("Характер".) А послушному, но незаслуженно забытому водителю — приятно шлепнуть по лысине ненавистного начальника и красиво уйти. ("Новая жизнь".) Правда в том, что все живое и настоящее находится где-то за гранью привычной жизни или, как сейчас принято говорить, "зоны комфорта".
Завершают сборник несколько рассказов, похожих на "Стихотворения в прозе" Тургенева или "Крохотки" Солженицына. Таковы рассказы "Ожидание", "Реквием по мечте", "Бессонница", "Осень". Миниатюры, в которых нет сюжета, но есть настроение и мысль:

"Ветер зовет на помощь дождь, который пытается реанимировать листву.
Уже влажную и расправленную, ветер поднимает ее вверх, пытаясь опять одеть деревья в только что сброшенное жёлтолистье.
Увы! Ничего не получается.
Листья прилипают к окнам, напоминая нам о скоротечности жизни".

На этой фразе и заканчивается книга "Странные люди", похожая на мозаику. Прочитывается она быстро — разумеется, если читать, не вдумываясь. Но магия этих маленьких рассказов такова, что над каждым из них мне хотелось размышлять, и к каждому я непременно вернусь через некоторое время. И ничего странного в этом нет.

Андрей КУЗЕЧКИН



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.