Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (137), 2016 г.



Юрий Милорава
"ОВЕХО"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Время манифестов кончилось. Как возопил Ильязд: "Милостивые государыни и милостивые государи, прошу вас встать. Футуризм умер". Прошу вас встать, умерла связь поэзии с искусством и философией. Погибло новаторское время, и испарилась диффузия между поэзией и музыкой, поэзией и живописью, поэзией и философией. Читатель, назовем его "читатель стремящийся" (стремящийся разобраться), лишен возможности понять платформу поэта, если таковая вообще имеется, если современный поэт вообще желает развития искусства, а не обладания ремесленной техникой. Читателю стремящемуся остается только видеть связи, корни, в лучшем случае — параллели. Судьба Юрия Милорава плетется из Тбилиси, думается, не только "человеческая", но и поэтическая. Поэтический Тбилиси — это "Голубые роги", это "41", это "H2SO4". В книге Милорава "ОВЕХО" даже называется в одном стихотворении Терентьев (это вообще единственное упоминание кого-либо из прежних светлых времен). С высоты птичьего полета, то бишь пролистывания книги, — поэзия Милорава практически лишена подчинительных связей, а значит, и выводов в привычном языковом понимании. И у этого, вероятно, есть какая-то основа, что-то в духе бессвязности и алогичности бытия или, напротив, всепроникновения, но нам об этом не сказали, не проманифестировали, не объяснили, потому, по недогадливости своей, мы можем лишь говорить о каких-то наблюдениях, не выводах. Сборник открывает стихотворение в хлебниковских интонациях: "окон света открытий сквозняка схема сквозное сеет" (Милорава) vs "Ветер сладостно сеет / Запахом маслины, / Цветок Одиссея" (Хлебников); "в другие круги по кругам бережно провожают / и наконец выводят на всю округу" (Милорава) vs "Птица / Крутится, / Летя. Круги…/ Ах, други!" (Хлебников). Чем особенно интересен Милорава? У него — постоянная работа над орфографией, точнее, поиск противоречий между лексическим смыслом и смыслом фонетическим, например, в том же первом стихотворении сборника: "таково… дея — тел — ь — ное тело луча". ДеяТЕЛьное тело, выделяется посредством дефиса -тел-, или, более ярко, в следующих строках:

гибкие грани пружинят "сопротив — ние" —
есть ле не — "ление". небесные грани "неления".

На слух, кажется (не будем писать в транскрипции), прозвучат, скорее, более похожими на:

Гибкие грани пружинят супротив нее —
Есть ли неление. Небесные грани неления.

Возможно, эта игра уха и глаза — находка на пути Милорава. Но путь этот из Тбилиси и во многом — из Терентьева, которого, упрощая, огрубляя, можно отесать следующими взмахами топора: "наобумность" (термин Терентьева), похоже звучащие слова, фонетические и синтаксические сдвиги и логические "перевертыши". "Терентьев меняет местами причину и следствие, предоставляя читателю возможность восстанавливать привычный порядок вещей" (Т. Л. Никольская "Авангард и окрестности", с. 43). У Милорава, возможно, похожее в строках: "перспектива. / брала не гостеприимную арку", все-таки, думается, арка берет перспективу, создает ее и управляет ею же. Еще о деструктивном: "идет / на огня" — знаем, что либо "с огня", либо "на огонь". Здесь, конечно, тоже языковой сдвиг, работа со смыслом через слово, посредством словоформы. Как и Терентьев, Милорава соединяет похоже звучащие слова: "остались только шесты. шесть. Одиноких". Конечно, бесконечное, по кругу проговаривание "похожестей" в итоге ничего не дает, если быть серьезным. Мы не стали проводить достойный литературоведческий анализ, потому что не владеем манифестированным словом поэта, не имеем возможности проследить, где совпадение, где — программная установка, где — поиск, а где — случайность. В конце концов — путь не окончен, и нас не отделяет арка времени, берущая перспективу.

Полина СКЛЯДНЕВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.