Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (134), 2016 г.



ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПРИБЛИЖАЮТ БУДУЩЕЕ

Какая ассоциация возникает у вас, когда говорят "железная дорога"? "Движение вперед", — ответит большинство. Действительно, с железной дорогой в регионы нашей страны приходит цивилизация, доказывая имеющиеся преимущества и принося свои открытия.

В библиотеке ЦНТИБ состоялась презентация книги "Железнодорожный транспорт: философия будущего" — результат серьезного исследования, позволившего заглянуть в будущее человеческого общества, развитие которого неотделимо от прогресса железнодорожной отрасли. Так, может быть, это фантастика? Отнюдь. "Не заглядывая в будущее, человечество всегда будет жить в прошлом", — таким эпиграфом начинается книга, об этом рассказывают доктора экономических наук, профессора — Борис Моисеевич и Лариса Владимировна Лапидус.
В жизни известно немало примеров гармонии, казалось бы, несовместимого. Эта познавательная книга тому подтверждение: на ее страницах авторы оперируют понятиями из сферы технических и гуманитарных наук, увлекая читателя как гипотезами, так и примерами из личного исследовательского опыта, доказывающего возможность реализации самых смелых проектов и приближение уже далеко не призрачных горизонтов будущего. Осуществляется проверка на прочность сформулированных идей, которые вот-вот воплотятся в жизнь, и человеческих ресурсов, на которых базируется абсолютно все.
В ходе повествования авторы разбирают систему железнодорожного транспорта на составные части и анализируют каждую по схеме: концепция — задачи — инструменты реализации. Они проводят изучение возможного развития отрасли в России, обращаясь к зарубежному опыту, — это занимательно и показательно. Оценки, допущения и философские размышления позволяют создать наиболее полную и наглядную картину текущего состояния отрасли и ее перспектив.
О том, как было принято решение написать эту книгу, рассказал Борис Моисеевич, старший советник президента ОАО "РЖД", председатель Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", пятьдесят лет посвятивший работе на железнодорожном транспорте: "Мне всегда было любопытно представить, что будет с транспортной системой через 10, 20 лет или, скажем, в 2050 году — середине XXI века. Мои научные интересы в полной мере разделяет Лариса Владимировна, которая к тому же глубоко погружена в исследования современных мировых тенденций на транспорте, электронной экономики, управления крупными экономическими системами и вопросов развития высокоскоростного пассажирского сообщения. Сумма наших научных и профессиональных интересов и привела нас к мысли о написании новой книги. И, следуя предпосылкам мечты об осмыслении будущего транспорта и влияющих на него факторов, мы обозначили понятия ”философия“ и ”будущее“, которые и были использованы в названии книги. В итоге было решено написать книгу, которая помогла бы разобраться в том, что такое железнодорожный транспорт будущего и каким образом возможно и следует удержать его ключевую роль в экономике и в обществе в целом. Одну из значимых позиций в книге занимает предисловие — попытка объяснить, каким образом мы обратили внимание на то, как философия позволяет нам осмыслить процесс развития нашего любимого дела. Вторая глава базируется на понимании, как должна трансформироваться железнодорожная транспортная система, как ей стать открытой для общества и более конкурентоспособной для производителя и потребителя, исходя из тех тенденций, которые уже сейчас проявились в мировой железнодорожной отрасли".
О базовых аспектах, на которые должно опираться развитие железнодорожного транспорта, рассказала Лариса Владимировна: "Мои знания в области высокоскоростных перевозок, менеджмента, информационных технологий и электронной экономики трансформировались в подготовку семинара по высокоскоростным железнодорожным перевозкам непосредственно в привязке к перечисленным выше наукам. Теперь вполне реально посмотреть на отрасль с другой стороны и при этом охватить ее целиком, руководствуясь управленческими критериями. Сформировалось четкое понимание, что это ключевая транспортная система, которая должна учитывать новейшие разработки и ориентироваться на изменения, происходящие с экономикой и человеческим обществом. В итоге появились пять гипотез для первой главы будущей книги, определяющих направления, которые в целом являются основой трансформации железнодорожного транспорта с акцентом на знания, которые стали актуальными и систематизированными за последние годы с учетом тех мировых трендов, развиваться в отрыве от которых мы не сможем, — это информационные технологии, комодальность, развитие ВСМ, интероперабельность, мультимодальность. Обязательным условием также является раскрытие человеческих ресурсов (кадров), потому что только от людей зависит, какой транспорт мы получим".
"Несмотря на то что железнодорожный транспорт — это фундамент экономики, высока вероятность роста конкуренции и замещения его другими видами транспорта, — продолжил Борис Моисеевич. — Следовательно, вопрос устойчивого развития железнодорожного транспорта должен и будет решаться за счет роста качества услуг, их стоимости и провозных способностей системы. Здесь уместно применить понятие конвергенции в ряде сегментов рынка, когда железнодорожный транспорт способен перенимать позитивные преимущества других видов транспорта: скорость — от авиационного транспорта, гибкость — от автомобильного, массовость — от морского. Более того, транспортные системы должны быть интегрированными — так начинает работать идеология бесшовной транспортной системы, центром которой в интересах долгосрочной устойчивости должен стать железнодорожный транспорт".
В третьей главе книги с введением понятия "эволюция" перед читателем раскрываются фантастические перспективы будущего, которое начинается уже сегодня. Далее самое интересное: работа воображения, постановка задач и прогнозы, невероятные проекты, например, вакуумный поезд — мечта или гарантированная реальность? Мы должны беречь и применять накопленные опыт и знания, потому что в ходе своего развития отрасль обратится к тому, что закладывается сейчас, и "если мы хотим сохранить значимость доверенной нам отрасли, то необходимо думать о будущем, когда железнодорожный транспорт будет меняться по всем критериям: скорость, экологичность, комфорт и, конечно, безопасность".
Наряду с показателями оптимизации транспортной системы — высокими скоростями и экономией времени — приоритетной в развитии железнодорожного сообщения является задача охраны окружающей среды, ведь в ее многообразии и существует наш мир, пронизанный транспортной сетью, без которой мы едва ли могли расширять свой кругозор, путешествуя в разные уголки планеты, и узнавать друг друга лучше, оказываясь рядом на пересечениях железнодорожных маршрутов. И, как отметил Борис Моисеевич, вопросами первостепенной важности в ходе неизбежного прогресса, основанного на научных достижениях, всегда будут безопасность людей и гармония с природой.

Ольга МИХАЙЛОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.