Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (32), 2010 г.



ПЕТЕРБУРГ ПОСЛУШАЛ МЕГАЛИТ

С 5 по 7 февраля в Санкт-Петербурге состоялся литературный фестиваль "Мегалит-Транзит-Послушайте". Столь необычное и составное название было определено весьма простой причиной: организаторами мероприятия стали электронный портал Мегалит, система фестивалей "Транзит-Урал" и "Новый Транзит", уже много лет проводимых кыштымским поэтом Александром Петрушкиным, а также санкт-петербургский Театр поэтов "Послушайте!" под руководством Владимира Антипенко.

Именно на Владимира, ставшего в эти дни хозяином поэтического Петербурга, легла основная подготовительная нагрузка и медийное обеспечение фестивального процесса. Со своей задачей он справился блестяще. Чтения проходили на лучших, порой легендарных площадках города, а записанные видео— и аудиоматериалы не стыдно представить на любом телевизионном канале, если бы те, конечно, проявляли должный интерес к современной культуре.

Первый день чтений прошел в хорошо известном по воспоминаниям поэтов Серебряного века кафе "Бродячая собака" с тщательно восстановленным историческим залом, на кирпичных стенах которого висят фотографии бывавших здесь когда-то Маяковского, Гумилева, Хлебникова, Ахматовой, Есенина, Сологуба… Место, конечно, отличное, хотя высокие даже по московским меркам цены пока делают его скорее музеем Бродячей собаки: поэтические вечера здесь устраивать хорошо, но для ежедневных посиделок небогатой в целом богемы — дороговато. Впрочем, в пятницу довольно вместительный зал был полон.

Открывая вечер, поэт и литературный деятель из Омска Дмитрий Дзюмин, к слову, блестяще проведший и это, и последующие мероприятия фестиваля, объяснил, чем на его взгляд должен стать литературный портал Мегалит. По его мнению, избыточный консерватизм существующих толстых литературных журналов во многих случаях не позволяет им адекватно отражать быстроразвивающийся литературный процесс и часть молодых авторов с наиболее радикальными и интересными поэтиками оказываются за бортом. Мысль во многом верная, однако наиболее запомнившимися и с интересом принятыми залом в тот день оказались авторы, уже печатаемые: Елена Оболикшта из Екатеринбурга, вологжанин Антон Черный, петербуржцы Денис Балин и Дмитрий Чернышев. Последний автор произвел впечатление почти невероятное: скрывшись за сценической маской то ли юродивого, то ли иностранца-сноба, он читал непохожие друг на друга тексты из разных циклов, оказывающие влияние на каком-то архетипическом уровне. Воплощением театрального духа, нередко царившего в Бродячей собаке "классического" периода стал петербуржец Михаил Щукин, зачем-то надевший для чтения стихов костюм пирата.

Второй день фестиваля начался на филологическом факультете Санкт-Петербургского Государственного университета. Запланированный круглый стол "Современная литература: проблемы, перспективы, тексты" перерос в весьма качественную литературоведческую конференцию. Открывал ее своим докладом "Поэт как персонаж" вновь Дмитрий Дзюмин. Дмитрий, будучи человеком, недавно вступившим в литературу, но знающим и тонко чувствующим ее, провел замечательный анализ механизмов организации поэтического процесса и формирования литературных репутаций, работающих в последнее десятилетие. Показав исчерпанность института кураторства в его нынешнем виде, в качестве возможных вариантов развития событий автор предложил включение участников литературного процесса в образовательные и коммуникационные программы, в том числе и поддерживаемые государством. Вариант не бесспорный, чреватый очевидными проблемами, но, конечно, имеющий право на существование.

Михаил Клочковский, преподаватель СПбГУ, переводчик Гюнтера Грасса, в докладе, посвященном влиянию писателя на общественную жизнь, показал эффект "обратной связи", когда тоненькая книжка сонетов даже спустя много лет оказывает свое влияние не только на литераторов, но и, в значительной степени, на общество.

Антон Черный, очевидно в контексте диалога с Дмитрием Дзюминым, озаглавивший свой доклад "Поэт как особь", рассмотрев и остроумно опровергнув пять концепций, объясняющих упадок современной русской поэзии, выдвинул очередную, шестую, напрямую связанную с теорией этногенеза Л. Н. Гумилева. Если верить Дмитрию, в самое ближайшее время возможен очередной расцвет русской поэзии. Что же, это тот случай, когда фраза "поживем — увидим" имеет вполне оптимистичное содержание.

Петербургский филолог Алла Зиневич совершила весьма смелый с литературной точки зрения поступок, изложив в своем докладе разбор собственной секстины. В данном случае стихи росли не из сора, а из оригинальной авторской концепции продолжающегося и возрождаемого Средневековья.

Завершил конференцию краткий незапланированный доклад московского Андрея Пермякова "Поэт как игрок в настольный хоккей", написанный по следам поэтических выступлений, прошедших накануне. По мнению А. Пермякова, в творчестве большинства услышанных поэтов "реальность проходит двойное искажение, становится уже моделью модели". Ценность самостоятельного высказывания в этом случае стремится к нулю, составляя интерес только для автора.

Вечером в ДК "Форпост" прошли вторые поэтические чтения, также модерировавшиеся Дмитрием Дзюминым. Здесь прозвучали стихи авторов, весьма значимых для литературного пространства, формирующегося вокруг портала Мегалит. Выступили Александр Петрушкин, Сергей Чегра, Рафаил Халилов, как всегда сильное впечатление произвело "шаманское" чтение Дмитрия Машарыгина. Здесь же читал свои стихи главный менеджер фестиваля от принимающей стороны — Владимир Антипенко, запомнившийся и собственно текстами, и манерой их подачи. Весьма интересным оказалось выступление москвичей из Фронта Радикального Искусства: в последние годы группа явно сделала шаг от сугубо литературной к музыкальной составляющей, однако профессионализм участников заметно вырос.

Третий день фестиваля прошел в еще одном легендарном месте: в Фонтанном доме (Музее Анны Ахматовой). Строгая поэзия Сергея Геворкяна, свободные во всех смыслах стихи Ольги Логош, традиционно сильное выступление Бориса Панкина — финал мероприятия оказался весьма достойным.

Впрочем, и фестиваль в целом произвел исключительно позитивное впечатление. Энергия организаторов и интерес публики, соединившись в уникальной петербургской атмосфере, сделали событие, интересное даже для избалованной литературными акциями северной столицы. Остается надеяться на интересное продолжение хорошо начатого дела. И надежды эти отнюдь не кажутся беспочвенными.

Петр АНДРЕЕВ




 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.