|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 05 (133), 2016 г.
Любовь Кузнецова
"Мой маршрут оборвется часов в пять утра, далеко в горах"
М.: "Вест-Консалтинг", 2016
Бродский в одном из интервью сказал: не существует поэзии женской и мужской. И все же бывает, что женский голос — никуда не деть, — женских нот, женских оборотов, женской наивности стиля, — это относится, в основном, к молодым авторам, увлекающимся живейшими, реальными впечатлениями, преданным своей влюбленности, в которой слишком много еще фантазии, идеализации порывистых чувств и их предмета, чтобы назвать влюбленность любовью. "Мне в тебе так хочется потеряться. / Не вернуться, не вынырнуть — никогда. / Перекрыть расстоянии, скрестить города: / Больше чувственности, меньше глянца", — напишет ли так мужчина — призывно, звонко, раскованно? В таком настроении выдержана почти вся книга Кузнецовой — первый серьезный выход к читателю, разбег, — талантливый, уверенный. Несомненно, слух у автора "поставлен" на Ахматовой (ахматовские ноты проскальзывают то тут, то там, перебиваемые — если это не случайное сходство, конечно, — шуточными жалобами в духе Нины Красновой, например, — "Я осталась в этом сценарии далеко за титрами…"). Есть чувство слова, смелость в рифмовке и в ритмической походке; кто, как не поэт, способен написать: "Утро прячется по дворам, переулкам. / Серебрится прудами, рыжеет пасмурно"? Да: именно те стихотворения, в которых не выражен узнаваемо-женский голос, мне кажутся лучшими; в них — не оттенки личных чувств и переживаний — а выход в нечто большее, чем свое я, — в мир. Здесь-то и проявляются зоркий глаз, наблюдательность, оригинальное остроумие — не без занимательного психологизма. Что за этим последует — и последует ли вообще — зависти от любви автора к к поэзии, от ее упорства... Вот любимое мое стихотворение в книге — и тут-то я доволен, что о девушках говорится от лица девушки. Однофамилец Любови Юрий Поликарпович утверждал, что в творчестве ни одна женщина не раскрыла мир женской души (это за них сделали мужчины), она видит только детали — и не видит целого. Ну и что? Любовь Кузнецова пока что не великий поэт, пусть она видит детали — тем более что порой она видит их очень талантливо. Вот пример с замечательной кодой:
Девушки бывают глянцевито-холеными,
С кошачьими томными ужимками и повадками.
Со стрелками на веках — непременно черными,
С насмешливым взглядом, да духами сладкими.
Девушки бывают воробьино-взъерошенными —
такими, в конверсах,
С ключицами острыми и ресницами без конца.
Того и гляди — то ли в обморок от голода грохнутся,
Ну или выскочат замуж за рок-певца.
Девушки бывают романтично-воздушными,
в туманах и рюшах,
Задумчиво теребят кольцо,
или даже читают книжку бумажную.
Рассеянны, улыбчивы, всегда слегка смущены
и простужены –
Беспомощно озираются по сторонам,
боясь пропустить что-то важное.
Девушки бывают фальшиво-ненастоящими.
Любят подолгу предаваться псевдопечалям
по подоконникам с обязательным кофе.
В стразах, в сомнениях, в мещанском быту погрязшие…
Фотографируются на айфоны —
350 вариантов, анфас и профиль.
Девушки бывают похожи на генералов важных:
Осанка, мерный стук каблучков
и командный менторский тон.
Матерятся вкусно, стараются быть
хладнокровно-отважными –
Но иногда отпускают кабацкую вольную душу
в соседний притон.
Девушки могут быть спокойными или взрывоопасными.
Нужными и не очень, вставшими с той ноги или не с той..
Главное — чтобы все они были по-настоящему счастливы
и умели смеяться — над жизнью и над собой.
.
Эмиль СОКОЛЬСКИЙ
|
|