Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (132), 2016 г.



День книги в ОАО «РЖД»

Книгу часто называют окном в мир культурного многообразия. Это бесспорный факт, но книга — это еще и помощник на пути к глубинному пониманию, в том числе себя. Оставаясь бесценным источником знаний, настоящая книга способствует самосовершенствованию и призвана оставить след как в мировой истории, так и в сердце читателя.

22 апреля 2016 г. в ОАО «РЖД» стал интересным и насыщенным днем: в аппарате управления организации — представителя крупнейшей отрасли страны — прошли мероприятия, приуроченные к Всемирному дню книг и авторского права, который ежегодно отмечается во всем мире 23 апреля. Отдавая дань уважения книгам и их авторам, не оставаясь в стороне от общей концепции, которую можно сформулировать как «читающее население», компания выбрала верный курс на привлечение внимания работников к книгам. Уделяя приоритетное значение повышению уровня образования и самообразования своих работников, ОАО «РЖД» поддерживает политику, направленную на подготовку команды профессионалов, которая будет развивать отрасль в дальнейшем.
Со вступительным словом на торжественном открытии буккроссинг-библиотеки выступил начальник Департамента управления персоналом Антон Награльян: «Лучшим учением, как говорил А. С. Пушкин, является чтение, и в существующем темпе нашей современной жизни этот вопрос чрезвычайно актуален. Но важно не только читать, — обратил внимание Антон Александрович, — но и писать, производя знания, и не стоит забывать, что чтение и, соответственно, знания являются той категорией, о которой железнодорожники тоже не должны забывать».
Заместитель председателя Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России Виктор Лобов принес для библиотеки и порекомендовал для прочтения книгу В. И. Розума «Великий из Великого», повествующую о министре путей сообщения Б. П. Бещеве, на период 29-летнего руководства отраслью которого приходится веха значительной реконструкции железных дорог в СССР.
Повторяя принцип социальных сетей, движение «буккроссинг» уже завоевало широкую популярность в мире, и возможность обмена книгами в стенах одной из крупнейших компаний может стать новым интересным направлением, гармонично существующим параллельно с основной деятельностью, которую осуществляет ОАО «РЖД».
Специально к празднику Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) организовал выставку периодических изданий, а также современных и редких книг, датируемых XIX веком. В течение всего дня ответственные работники библиотеки ЦНТИБ Елена Корешкова, Наталья Демская и Лилия Стрельцова знакомили всех желающих с историческими вехами развития библиотеки и рассказывали об изданиях, аккумулирующих на своих страницах историю железнодорожной отрасли.
Библиотека по праву гордится богатством своего фонда.
— Бережно храня накопленные знания и наработки предшествующих поколений, мы продолжаем развивать библиотечный фонд, комплектуя его необходимой литературой из самых разных источников. Осуществляя информационное и библиотечно-справочное обслуживание работников отрасли, мы рады пригласить читателей познакомиться с документами из уникальных фондов на абонементе или в нашем уютном читальном зале, — представила библиотеку ЦНТИБ ученый секретарь Светлана Петрова. — Большое значение в деятельности библиотеки мы придаем регулярному информированию специалистов отрасли о новых материалах, поступивших из отечественных и зарубежных источников, и удовлетворению запросов с помощью литературы из наших фондов, а также благодаря межбиблиотечному абонементу, функционирующему в рамках нашего сотрудничества с библиотеками университетов путей сообщения, библиотеками федерального значения — РГБ, ГПНТБ и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки ВИНИТИ РАН. А для популяризации чтения среди сотрудников компании мы начали проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение авторов-железнодорожников, организацию тематических выставок и встреч с читателями, и могу вас заверить, что мы получаем отклик, позволяющий говорить о значимости этих мероприятий. И, понимая, как велико историческое значение ведущей библиотеки отрасли, мы собираем материал для написания ее истории.
Завершился День книги в ОАО «РЖД» лекцией «Русская поэзия и проза: современная литературная классика и стратегии чтения», которую прочел Дмитрий Бак, кандидат филологических наук, директор Государственного литературного музея, заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ. Он говорил о литературе и ее истории, о стратегии чтения и классических произведениях, о поэзии и ее значении, читал стихи. Почему стихи? На этот вопрос Дмитрий Петрович ответил так: «Литературный текст, особенно поэтический, — сложный текст, который противостоит всем современным тенденциям, потому что вся логика развития цивилизации говорит, что текст должен быть однозначно воспринимаемым и однозначно толкуемым, простым и коротким. А поэтические тексты устроены иначе. Они далеко не всегда имеют ясный эквивалент в реальности. Есть и другая поэзия, не имеющая метафор, но также относящаяся к высокому классу литературы».
— Читайте сложные тексты, читайте поэзию, не скользя взглядом, а стараясь понять текст, — подвел он итоги своей лекции. — Несмотря на глобальное развитие интернет-технологий и переход к небумажному чтению, не теряйте вкуса к подлинности, к оригиналу. Прочтите гениальную книгу Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», — порекомендовал профессор. — Все изменилось тогда, когда искусство стало тиражируемым. Подлинность на территории литературы сейчас материализована бумажными книгами.
Наверное, он прав, и интерес к книге как печатному изданию вряд ли пропадет, потому что только так мы можем тесно взаимодействовать с ней, тактильно ощущая живые страницы.

На следующий день в продолжение темы замечательного праздника состоялась наша встреча с заведующей отделом библиографии Татьяной Царегородцевой. В читальном зале библиотеки ЦНТИБ мы беседовали о книгах, выставке и интересной работе библиографа.

— С какой книги Вы посоветовали бы начать изучение железных дорог?

— С книг по истории железных дорог, и у нас такие имеются — они обычно содержат описательную, текстовую часть и замечательные иллюстрации. Если говорить о знакомстве читателя с уникальными изданиями, то в качестве эксперимента мы решили отсканировать, распечатать и показать на выставке ряд иллюстраций из «Альбома видов искусственных и гражданских сооружений Московско-Виндавской железнодорожной линии» (1898–1901 гг.).
— Каким самым ранним изданием может похвастаться библиотека?
— Одно из самых старинных — книга «Записка по поводу замечания Союза германских железных дорог на проект Бернской конвенции» 1800 года издания. Есть у нас в фонде отчет 1836 г. Франца Антона Герстнера «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск…». Построенную им Царскосельскую железную дорогу можно по праву считать началом развития железнодорожной отрасли в России.

— Какая работа ведется сейчас в библиотеке?

— В настоящее время создается электронная библиотека. Работа ведется в двух направлениях: создание объединенного электронного каталога на основе существующих электронных каталогов ЦНТИБ всех дорог сети. Если принять к сведению, что у нас хранится около миллиона экземпляров книг: монографий, учебников, сборников, энциклопедий, альбомов и атласов, справочных изданий, относящихся к железнодорожной отрасли и смежным отраслям (энергетика, машиностроение, экономика, электротехника, управление отраслью, архитектура и искусство), а также многочисленные периодические издания, то работа по их описанию представляется достаточно трудоемкой и затратной по времени.

— Какова роль библиографа в работе библиотеки ЦНТИБ, призванного удовлетворять высокие запросы читателей?

— Профессия библиографа чрезвычайно интересна, т. к. сочетает в себе не только поиск необходимых материалов в библиотечных каталогах, но и оперативную обработку больших объемов информации из разных источников. Сейчас мы ищем сведения о расписании движения поездов в Ригу, Берлин и Ленинград в 1941 г., параллельно работаем над запросом по поиску отечественных и зарубежных статей по эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий. В работе также запрос по техническим характеристикам современных гибридных тепловозов, производимых в США, Англии, Франции, Германии. Часто читатели обращаются с просьбами найти сведения исторического характера. Из особенно запомнившихся — поиск информации по сооружению инженером Петром Васильевичем Ивашевым не имеющей аналогов фильтрующей дамбы при строительстве Мурманской железной дороги. Поиски увенчались успехом, принеся открытие — инженер оказался внуком декабриста Василия Петровича Ивашева, при упоминании о котором вспоминается роль в его судьбе Камиллы Ле Дантю. А недавно к нам обращались за сведениями о начале деятельности футбольного клуба «Локомотив». Как видите, интересы наших читателей безграничны. — Библиографы библиотеки, — продолжает Татьяна Николаевна, — занимаются также аналитической росписью статей из периодической печати. Подписка на 2016 г. составляет более 140 наименований, среди которых 26 журналов на иностранных языках.

— Как готовилась выставка?

— С железной дорогой в регионы нашей страны неизбежно приходила цивилизация, ведь одновременно развивалась инфраструктура конкретного района, где велось строительство. И библиотеки, которые организовывали на местах, играли не последнюю роль в повышении уровня образования населения. Думая о выставке с точки зрения организации, несущей просвещение, мы понимали, что она должна быть компактной и интересной широкому кругу читателей независимо от возраста и занимаемой должности. Нужно было грамотно выбрать документы, исходя из их информативности, и обеспечить сохранность. По каталогу мы сформировали список имеющихся в фондах документов и сгруппировали их, выбрав, на наш взгляд, те, без которых нельзя говорить о железных дорогах в принципе, — это уставы, правила технической эксплуатации, тарифы. На стенде представлено «ПОЛОЖЕНIЕ ОБЪ ЭКСПЛОАТАЦIИ ПАРОВОЗНЫХЪ ЖЕЛѢЗНЫХЪ ДОРОГЪ» (1867 г.), а книга «Принципы ЖЕЛѢЗНОДОРОЖНЫХЪ ТАРИФОВЪ ПО ПЕРЕВОЗКѢ ГРУЗОВЪ» (С. Витте, 1884 г.) была недавно переиздана. Вообще, для любого нашего сотрудника вопрос сохранения старых изданий, которые в силу времени не подлежат перемещению и требуют особых условий хранения, остается самым актуальным. Отрадно, что многие из них удается переиздавать, так что частично с этой проблемой мы справляемся. Еще одним моментом в ходе подготовки выставки стала подборка пар книг, в которых обнаруживается актуальность того или иного вопроса как в XIX веке, так и в наши дни. К примеру, обратите внимание на книги «СБЛИЖЕНIЕ СРЕДНЕЙ АЗIИ СЪ ЕВРОПОЮ» (1858 г.) и «Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны» (2013 г.) — вот такое примечательное совпадение.

Ольга МИХАЙЛОВА



 
 




Тумбы под мойку lider-s.ru.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.