Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (132), 2016 г.



Михаил Румер-Зараев
"Диабет и другие повести"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

О чем пишет старшее поколение современных прозаиков? В первую очередь о собственной жизни, о своем жизненном опыте, приобретавшемся в общеизвестных социальных реалиях, но все же уникальном, пропущенном сквозь призму неповторимого "я". Тема непростого жизненного пути объединяет и повести, вошедшие в новую книгу писателя Михаила Румера-Зараева. Три истории, три судьбы. Три главных героя, проходящие суровое испытание временем. Память о войне и ужасах фашизма, грехи отцов, не дающие спокойно спать по ночам, чувство потерянности и ненужности на фоне смены эпох, тяготы эмиграции, поиск себя — вот неполный перечень того, через что им пришлось пройти в надежде когда-нибудь обрести покой.
Впрочем, на "топовые" социальные темы сейчас и так пишут много. Пожалуй, даже слишком много, так, что невольно вскрикнешь иной раз: "Позвольте, но сколько можно! Не пора ли сменить пластинку?" Но в повестях Михаила Румера-Зараева есть то, что лично я больше всего ценю в литературе, и чего, на мой взгляд, многим современным авторам остро не хватает, — это художественность. Особенно интересна в этом плане повесть "Диабет" — недаром именно она стала заглавной для сборника. Опытной рукой мастера прозаик рисует позднесоветскую эпоху глазами лирического героя, отца мальчика, больного страшной, смертельно опасной болезнью. "У меня человек хотя и маленький, но у него есть поджелудочная железа, часть которой не работает, не выделяет положенный инсулин. И вокруг этой поджелудочной железы <...> начали крутиться события, наполнившие нашу жизнь". Семейное несчастье, усугубляемое безысходностью, наполняет повествование, читается в каждой фразе, в каждой черте характера, в каждом поступке героев. "...Пропал вкус, интерес к жизни, остались лишь новые заботы, наполнившие наше существование, — инсулин, шприцы, диета, анализы". Боль родителя, который не только боится, что однажды его ребенок не проснется, но и вынужден наблюдать за тем, как болезнь поглощает личность сына: "Уже тогда, в двенадцать лет с него сразу слетели веселость, живость, некая размягченность балованного любимого ребенка. В больнице я увидел его одеревеневшим; отрешенным".
Сосредоточившись на постигшем их горе и ведя с ним неравную борьбу, все внешние события герои воспринимают с точки зрения больного, который стремится выжить. Государственный переворот, развал СССР, обстрел Белого дома, выборы президента... А в голове только одно: "инсулина на полгода". Живоносного импортного инсулина.
Как я уже сказала, это художественная проза, причем художественная не по одному только названию. Но в то же время это проза, написанная рукой документалиста с богатым журналистским опытом. Может быть, от этого она столь четка, проста и драматична. Так исполнена типажей. Для героя "Диабета" весь мир — инсулин; для персонажей повести "Дети дьявола" жизнь превращается в путь покаяния за преступления и предательство, совершенные в прошлом их родителями; для героя повести "Пустые небеса" судьбой становятся поиск своих корней и дорога к Богу.
Настоящую литературу нужно выстрадать — как известно, она пишется кровью. Но одного опыта и знания жизни недостаточно, нужен талант художника. У Михаила Румера-Зараева есть и то, и другое.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.