Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (132), 2016 г.



Катя Рубина
 "Фейсбучные байки"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Как появляются посты в фейсбуке? Вот идешь ты, воздухом дышишь, о своем думаешь, и тут раз… и родилась идея. Ты ее за кончик поймал и сразу в компьютер. Этакая мгновенная реакция на все, что угодно. Как искры у костра — вспыхивают, гаснут, но рядом с костром всегда есть.
Такая проза Кати Рубиной и есть. Вроде бы и случайная, не пойми чем к жизни вызванная, но вьется она вокруг своего автора и на него постоянно указывает, что горит там свой, особенный огонь. Почти на каждой странице сборника — подмигивание. Это ирония, совсем прозрачная, почти невидимая. Не для юмора она там находится. Юмор совершенно отдельным пластом лежит — как главная, объединяющая все тема, основа композиции. А ирония — маяк. Он показывает путь для "своих". Попытка протянуть руку через пространство текста и пожать ладонь единомышленника.
И все же к кому обращен сборник? Не для редких единомышленников, это точно, тогда бы никакой иронии и не понадобилось, говори, что думаешь и все. Без всяких обмолвок. Но нет, сборник — а это выборка из постов за 2014-2015 годы, подразумевает очень широкую аудиторию. Собственно, аудиторию фейсбука — элитарную, прогрессивную, современную и так далее, все модными эпитетами. Вот тут и встает необходимость делить на "своих" и "чужих", но аккуратно, чтобы никого не обидеть.
Уже каждому стало ясно, что потребность в культуре — признак современного человека обязательный, без которого жить неприлично. Вроде айфона, походов в фитнес и странного хобби. Вот его и начинают культивировать и меряться им. Ну вот, молодой человек из рассказа Кати Рубиной, с его вопросом: "А когда вы в последний раз испытывали катарсис?". Серьезный вопрос, достойный Пауло Коэльо, только все портит отношение автора, который вместо того, что бы проникнуться и сидеть в трепете, судорожно вспоминает: "КАтарсис или катАрсис?".
И так везде — серьезно вроде, даже иногда с замашкой на драму, а потом — раз и сорвалось. Остается только ухмылка Кати. Мол, купились, залюбовались собой. Своими чувствами и мыслями, а оно того не стоит. Как искры у костра — смотри на них, не смотри, а они все равно вспыхнут и погаснут. Вот и появляется ирония — эй, ты, умный, образованный читатель, держи диалог из Гоголя, узнал? А вот, "на пути к Свану", вспомнил пирожное? Нет, ну и ладно, я подчеркну два раза это место, эту ссылку, чтобы ты не прошел мимо, вроде как закадровый смех в ширпотребной комедии, чтобы не забыл посмеяться, чтобы погордился своим образованием. Погордился? А оно того не стоит, культура не в этом. А дальше наклониться и подбодрить: "И катарсис скоро будет, надо только немножко подождать".
Конечно, не каждый пост такой. Есть и полегче, просто зарисовки из жизни. Стенограмма чувств и мыслей, которые возникают на миг и исчезают. Но любая мысль ведет к какой-то развязке, можно сказать на старый лад — морали-выводу, хотя нет той серьезности, которая присуща басням. Скорее легкомысленные новеллы, с мгновенным, неожиданным концом. Хотя и не подходит русской прозе это наименование — новелла, слишком уж чужд нам сюжет как таковой. Он служит только декорацией, не в пустоте космоса мысли возникают, а на грешной земле. Вот и крутятся они на фоне сюжета. Вроде как обязательный элемент, но случайный.
Вот и все. О маленьком сборнике и отзыв маленький. Хотя о простых вещах говорить можно очень долго, особенно если они не такие простые, какими кажутся на первый взгляд.

Константин КУТУЕВ



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.