Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (132), 2016 г.



Леонид Скляднев
 "Нелюди"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Острая социально-политическая тематика, красной нитью проходящая сквозь повествование, стала для современных литераторов своеобразным кредо. Сюжетный конструкт таких произведений есть надстройка; на первом месте — смысловой базис, несущий читателю вполне конкретный, легко считываемый идеологический (если угодно — дидактический) посыл. Тем не менее, успех или неуспех таких произведений у мыслящего читателя зависит не столько от идеи, сколько от особенностей ее воплощения.
Созданный в рамках литературного мейнстрима, роман "Нелюди" писателя Леонида Скляднева в то же время исполнен собственных, авторских оттенков. Уже с первых строк мы окунаемся в мир взращенной 1990-ми воровской "малины". Почуяв волю вольную, "полные конкретные пацаны" решают установить в России свои порядки — скинуть осточертевших олигархов и весь народ заставить жить "по понятиям". Во главе страны становится Народный Авторитет — царек среди бандитских паханов, и его окружение начинает с энтузиазмом "прессовать" всех неугодных. Фамилии и "погоняла" паханов вполне соответствуют прозрачности их образов — Мозгодуев, Кошатник, Проворин… Невольно вспоминаются произведения эпохи классицизма, в которых одни только имена героев уже не оставляли публике шанса заблуждаться на их счет. Перед нами все те же фонвизинские Простаковы, Скотинины, Вральманы… но уже в другом контексте и совсем иной манере изложения.
Символично и имя главного героя романа — Ваня. Извечный русский Иван-царевич, а может, и Иван-дурак. Добрый молодец, писаный красавец, исполненный всяческих достоинств. Только не успевает русский богатырь возмужать, как уже попадает в лапы вора в законе Коляна по прозвищу Цыган. С легкой руки родителей, невольно услуживших бандюгану, старшеклассник Ваня оказывается в объятиях двух криминальных "сеструх", "шамаханских цариц" — цыганки Зины и роковой красавицы Веры, последняя из которых навеки забирает сердце "правильного пацана". Впрочем, стрела амура обоюдоостра, и прожженная криминальной средой Вера вновь вспоминает, что такое любовь и человечность. Но не суждено влюбленным быть счастливыми — обстоятельства вынуждают Веру имитировать собственную смерть и, добравшись до верхушки криминальной власти, стать для Вани ангелом-хранителем…
Избегая в подробностях пересказывать сюжет, отметим лишь, что после мнимой смерти возлюбленной Ваня познает немало женщин и проходит через множество испытаний. Уверовав в воровскую "правду", он записывается в пацанский батальон и помогает новоиспеченным братанам раскулачивать олигархов, устанавливать понятия и побеждать на "стрелках". В мире бандитской "малины" уже нет ничего святого — отец продает дочь за выгодную сделку, молодая мать ненавидит новорожденного ребенка, двоюродные брат с сестрой делят ложе… Одно слово — нелюди. Созерцая людское дно, Иван-царевич сам теряет человеческий облик — коготок увяз, всей птичке пропасть. На путь истинный главного героя пытается вернуть обогретый "реальными пацанами" батюшка, но духовное воскрешение случается только после воскрешения первой настоящей любви. Перед наступлением Последних Времен, перед бандитским Армагеддоном, где нелюди, как и положено, начинают пожирать друг друга, Ване удается очиститься и найти свой кусочек Эдема…
Опровергая известную поговорку "с волками жить, по-волчьи выть", автор предлагает нам поучиться дружбе, преданности и любви именно у этих сильных и смелых зверей. Волки, как небесное возмездие, вступают в борьбу с нелюдями за жизнь на земле. Именно они, распознав в Ване не нелюдя, но человека, помогают ему в конце концов скрыться от бандитской расправы и дарят второй шанс. И в этом противопоставлении мира обезумевших людей миру природы, пожалуй, и заключается главный смысл произведения: "власть, деньги и прочая грязь, в которой все друг друга толкают, вытеснить стремятся" — это мир мертвых, любовь и духовная чистота — это мир живых.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.