Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (131), 2016 г.



Александр Карпенко
"Сквозь пространство"
Сборник стихотворений
Иллюстрации Е. Краснощёковой



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Александр Карпенко принадлежит к вечной плеяде "внешкольных" самородков, лириков, которые изредка появляются в русской и мировой литературах каждый раз как самостоятельное, сильное и искреннее явление. Еще в 1991 году в своей ранней книге "Третья сторона медали" он в предисловии писал – "Несмотря на маленький объем, перед вами, в сущности, роман в стихах с тремя действующими лицами: Богом, Дьяволом и Человеком. Впрочем, особо проницательный читатель может догадаться, что все это игра воображения, и что героев на самом деле не трое, а двое". Но вот кто эти двое? Бог и поэт, как в первом же стихотворении той книги?.. Порою – так, а порою перед нами иная дуальность —на одной из чашек весов сам Поэт, на другой – Жизнь, как  – "навьи чары чужих отражений"… Прошло много лет и к 2015-му году, уже в другом столетии, Александр создал другой, конечно, поэтически более зрелый сборник, назвав его "Сквозь пространство". "Проницательному читателю" вполне может снова показаться, что перед ним  – "роман в стихах", но уже более определенной, лирически заданной автором темы. Однако составителем книги заявлен не Александр Карпенко, а художник-график Елена Краснощёкова, снабдившая избранные стихотворения своими женственными, сказочными иллюстрациями. И вся книга — "посвящается супруге, художнику, поэту Краснощёковой Елене"… Казалось бы, тут пора и закрыть страницы, вспомнив многим памятную историю, ту, где грузинский поэт Иосиф Джугашвили, когда уже стал Иосифом Сталиным, так сказал о сборнике стихов Константина Симонова, посвященном жене, Валентине Серовой, – "Эту книгу надо было издать в двух экземплярах, один для него, другой для нее!"… Вождя не устроила интимность страниц, на которые легла тень чужой любви… У Александра Карпенко и Елены Краснощёковой – другая история. Их любовь, вольно и невольно ставшая темой книги, сотканной из сложных мотивов, предстает в прихотливых и многообразных "отнесениях" ко граду и миру. Вот они, лирические герои, которых, по большому счету, двое, гуляют под полногласными колоколами, а над ними облака ищут "немыслимые формы", и в гуле колоколов слышима для них "благая весть", — мы догадываемся, что так поэтом зашифрован "благовест", —  колокола повенчали их!..
Таковы поэтика и поэтичность Александра Карпенко. Он порой овладевает самой стихией  поэзии, естественно создает стихотворный объем, в котором живут его образы и метафоры и стремится к завершению ход его смыслов. Александр из тех, для кого жизнь – живой, бывает, что и духовный, или трагический повод для поэзии. Там, где явлены духовные мотивы, появляется и афористичность, — "Свято верю в Единую Троицу, / Три цветка на одном стебельке" — вот кристальная простота в высокой проявленности!.. В стихотворении "Я слышал хор в небесной вышине…" — в нем поэт восхищен до мира ангельского, где звучит пение "влюбленных" звуков в небесных сферах, он уже покинул свое тело, его охватывает покой, и ему становится — "жалко жизнь мою земную"… Лексика становится архаично возвышенной, — появляются и "чертоги мысли"… И даже в такой вышине он зовет Ее, ее Мелодию, ее звук, тот, "…что нам нельзя услышать". Речь идет о ритмико-музыкальной тайне каждого земного "я", которые свыше сопрягает только Любовь… Музыка непременно присутствует между героями, и может стать даже мучительной – "…Соучастница мыслей и болей, / Ты не мучь беспрестанно меня / Сладкозвучным журчаньем бемолей!". Потом апокрифически говорится, что трагический Бог ищет людей, и люди ищут Бога…
И просто, очень просто в книге всепроникающая тема любви  звучит в стихотворении "Какая в мире тишина…", которое завершается так – "…два сердца,/ но душа – одна".
Крылатым шелестом двух любящих душ проникнута новая книга Александра Карпенко "Сквозь пространство", чьим страницам негромко и бережно аккомпанируют графические листы Елены Краснощёковой.

Станислав АЙДИНЯН



 
 




http://www.opohmelim.ru/ лоза утро с похмелья.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.