Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (131), 2016 г.



Николай Табаков
"Византия"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Дуальная композиция романа напоминает нам булгаковского "Мастера и Маргариту". В роли мастера выступает здесь болгарский журналист Павел Пелев, работающий над историческим трудом о Византии, жизни императора VI  века нашей эры, причисленного к лику святых, Юстиниана Великого. Главы исторического романа искусно вплетены в канву основного, отражающего современную жизнь отдельных слоев болгарского общества.
С одной стороны – это мир журналистики, четвертой власти с ее амбициями, интригами, адюльтерами, но нередко также с искренней симпатией, дружбой, любовью. С другой стороны – почти роботизированный мир современного бизнеса, олицетворением которого выступает со своим непростым, кажущимся черствым характером, отец главного героя.  Это мир конкуренции, шантажа, борьбы за ресурсы, иногда грязными методами, в то же время – это мир упорядоченного труда, лишенный всякой романтики. Он с детства неприемлем для творчески направленного Павла Пелева, не желающего участвовать в расширении империи целеустремленного, лишенного сентиментальности отца, и, конечно, разочаровывающего своего родителя в плане преемственности. Но, как признается сам отец, "бизнес – грязная штука… Перекроют тебе воздух на входе и на выходе – и все, никуда не денешься".
Вот и кажется сначала, исходя из выбора героев романа, что миры эти разные, независимые друг от друга. Ведь именно независимым, свободным от отца и его денег хочет казаться Павел Пелев.  Когда же выясняется, что тайный владелец редакции все тот же отец, два разных мира как бы смыкаются в одном пространстве. На самом деле не так все однозначно, потому что по ходу повествования становится ясным: отец Павла по имени Христос не такой уж бездушный и сконцентрированный только на приращении капитала, главное для него – сын, семья, а не идея фикс, направленная на обогащение.
Роман возвращает нас к истокам, заставляет задуматься над тем, что общего у Византии VI века с современным миром. Это интересует и размышляющего над устройством мира Павла Пелева,  задающего себе вопрос, из чего черпается накопленный на протяжении веков опыт: религия ли это, искусство или культура. Переосмысливая вечное стремление человечества оторваться от земли и воспарить, преодолев гравитацию, он приближается в своих интеллектуальных поисках к тому, что существует вне времени и пространства, "занимает место на вершине непознанного", то есть к Богу, из чего вытекает следующий вопрос – о вечности и вере.
Именно вера, так думает Пелев, является незримой нитью, связывающей века, именно она "с легкостью может забросить нас прямо в византийский мир и заставить его прорасти в наших душах вероникой – пасхальным цветком…". Но не одна только вера соединяет века. Мы наблюдаем, как древо рода главного героя уходит корнями в прошлое, определившее в результате его будущее, как родовые связи оказываются не случайными, восходя к византийскому иконописцу Христофору Пелиегрису, который первым, под воздействием любви к прекрасной монастырке Сафо, стал создавать божественные образы, наделенные самыми прекрасными человеческими эмоциями – любовью, сочувствием, радостью, за что и поплатился впоследствии. Герой романа чувствует не просто родовую связь со своим знаменитым предком, а те "световые сигналы" на расстоянии, которые, вероятно, можно обозначить как покровительство родового ангела-хранителя.
Исторический план передается то в художественной переработке, то в форме повествовательного размышления о великих византийцах и эпохальных событиях, с опорой на документальный и литературный материалы. Например, на "Тайную историю" Прокопия Кесарийского, современника императора Юстиниана, также являющегося действующим лицом романа.
Перед нами не только художественная, историческая и философская проза, но и  наделенная глубокой поэтикой. Подобно главному герою повествования Павлу Пелеву, тщательно работающему над каждой своей строкой, доводя ее до совершенства, мечтающему вырастить из себя настоящего поэта,  автор "Византии" Николай Табаков наполняет свое произведение той живой музыкой слова, теми "благородными аккордами, нежными минорными полутонами и громоподобными мажорными звуками", к которым стремится и его герой, считающий, что поэт – "верховный переводчик трансцендентального, переводящий на понятный язык бесконечность Вселенной".
Отдельные прозаические пассажи романа приближены к настоящей поэзии. Вот только  некоторые примеры.
"Золотые ворота и крестокупольные церкви Константинополя отражались в синих водах Мраморного моря. Их золотистое отражение путешествует во времени".
"Прибой – место встречи. Место сражения между двумя крайними отрицаниями – водой и твердью. Между двумя абсолютными утверждениями – жизнью и смертью. Между ”да” и ”нет”".
Нередко проза непроизвольно разбита уже на стихотворные строфы, свидетельствующие о несомненной поэтической одаренности автора "Византии":
"Если я сообщу воде, что земное притяжение – ее повелитель, не рассердится ли она на меня?
Вода – мать всех утопленников!
А отец им, несомненно, Фрейд".
Любовная линия романа  протянута через все повествование и охватывает множество как исторических, так и современных героев. Это любовь Юстиниана и Феодоры, опоры императора Велисария и его жены Антонины, тайный роман отца Павла Пелева с известной интеллектуалкой, пятидесятидвухлетней журналисткой и красивой женщиной Цветаной Костадиновой, это и нежная привязанность самого тридцатичетырехлетнего Павла к девушке-историку Марии.
Почти детективная динамика развития сюжета не перебивает переосмысления исторического материала, держа читателя в напряженной, увлекательной радости новых литературных открытий.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.