Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (129), 2016 г.



Игорь Харичев
"Будущее в подарок"



М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Вопросы, связанные с будущей жизнью на Земле, всегда волновали людей. Наверно, это объясняется тем, что человек не верит в свою конечность после ухода из жизни и в какой-то мере осознает свою ответственность перед тем самым будущим, которое настанет после него. На размышлениях о "грядущем", попытках представить себе, как преобразится жизнь, а вместе с нею и человек, зиждется целое направление в литературе — фантастика, научная фантастика, фэнтези. Как часто предположения писателей-фантастов оказывались по истечении времени на удивление точными! Наверно, будущее человечества уже живет в нас сегодняшних, а значит, наша ответственность, действительно, велика. И речь здесь идет прежде всего о тех нравственных, духовных ценностях, которые мы либо сохраним и передадим потомкам, либо нет.
Герой романа Игоря Харичева "Будущее в подарок" не просто волею случая после пробуждения от комы оказывается во второй половине нашего века, во времени 50 лет спустя. Фрагменты его жизни, которые для жителей Земли уже стали прошлым, перекочевывают вместе с ним в будущее. Но об этом позже. Сначала о том, что поражает героя в новой жизни.
Многое поменялось вокруг, особенно в смысле техники, сделавшей быт человека абсолютно лишенным хоть каких-нибудь проблем. Роботы выполняют не просто работу, они не просто понимают человека с полуслова, они зачастую думают вместо него: что он будет сегодня есть, какое вино ему положено к ужину пить. И чтоб все было — именно, как положено. Чтоб ни-ни — к рыбе красное вино, а не белое. Мурашки бегут по коже от такого "рая".
Люди-персонажи книги, с которыми сталкивается герой после пробуждения, сами кажутся почти роботами. Все их реакции предсказуемы. Речи зачастую неестественны. Автор умело подчеркивает это очень часто повторяющимся архаичным началом фразы: "Сколь снисходительным стало ее лицо…" и т. п. Такие ремарки о выражении лица говорящего человека — постоянны. Как будто люди надевают на свое лицо подходящее к случаю выражение: "— Затрудняюсь сказать. — Он выглядел сконфуженным". Или вот так: "— Я в Германии? — Нет во Франции. В Париже. — Министр смотрел на Питера весьма доброжелательно". Ну и так далее в том же роде.
Робот Иван кажется единственным существом, наделенным сильными эмоциями. Он и любит, и ревнует, и переживает за оценку своей работы, и скучает, и выказывает нечеловеческую какую-то (что естественно, конечно, — он же робот!) преданность своему хозяину. Ни разу автор не обмолвился в тексте о выражении "лица" робота. Все чувства Ивана выражаются в его поведении…
Что еще поразило неприятно — это искусственно созданные городские сады, этакие урбанистические уголки природы, подвешенные на сто-каком-то там этаже безликих небоскребов. А где же птички, гусеницы, майские жуки? Где Мурзики и Шарики, населяющие сейчас наши жилища? Герои за минуту могут облететь пол-Европы, заскочить по пути из Парижа в Москву, например, в Брюссель. Но какое удовольствие они получают от таких перемещений? Где лесок, плывущий за окном купейного вагона? Где берег моря, наплывающий в иллюминатор самолета, когда он накреняется при заходе на посадку?
Ужасно не хочется впасть в кому и вернуться к жизни вот в этом самом будущем. Приготовить вкусную еду я и сама могу, приготовление пищи — это тоже своеобразное творчество, созидание. А герои книги… Совершенно непонятно, чем таким важным они заняты, чтобы придумывать роботов для освобождения людей от бытовых дел. Их развлечения однообразны. Им не надо, например, прикладывать усилий, чтоб посмотреть фильм. Не надо покупать билеты, потом поп-корн, садиться в темный зал кинотеатра, нога на ногу. А посмотрев фильм, не надо идти себе потихоньку в метро и ехать до дома, и наблюдать в вагоне за забавными детишками на коленях у мам или за стариками с красивыми морщинами и добрыми глазами (а не с добрым выражением лиц!!!).
Все радости жизни доставляются героям романа прямо на дом. И общение их становится настолько узким и тоже предсказуемым, что от этого инстинктивно пытается убежать и главный персонаж книги — Питер. Кстати, что из старого находит героя в будущем? А необходимость раскрыть деятельность некой преступной группы — совсем как в его прошлом! Он и ранен-то был при попытке задержать преступников, после чего и впал в свою злополучную кому. Это что же? Мафия бессмертна, как уверял герой фильма "Приключения итальянцев в России" — многодетный папаша-гангстер?
Светлая надежда немного брезжит к концу романа, когда Питер уходит от этой леденящей душу человека новой цивилизации на территорию отверженных людей, не принявших ни нового образа жизни, ни новых законов сосуществования — к своей пожилой уже дочери и взрослым внукам. Уходит с ним и растаявшая, наконец-то, от общения с Питером и уже совсем похожая на обычную нашу современницу возлюбленная героя Линда. А покидаемый ими мир остается в сознании читателя — какой-то ванной для заморозки желающих уйти от той жизни, которую им дал Господь, в будущее, где их никто не знает и не ждет.
Мудрая книга. Само название воспринимается после ее прочтения совсем в противоположном смысле. Не будущее — подарок. Подарок — это наше настоящее. Надо так к нему и относиться и ценить все то, что у тебя есть, и беречь его, подчиняясь естественному ходу жизни, который, если только ты правильно все поймешь — не накажет тебя тем леденящим одиночеством, в которое, как со снега на мороз, вбрасывается несчастный герой книги талантливого писателя-философа Игоря Харичева.

Ольга Денисова



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.