Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 24 (28), 2009 г.



ПРЕХОДЯЩЕЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ

(5-Я НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО ПРОШЛА В БЕРЛИНЕ)

Никогда не смотрю по сторонам, когда иду по улице. Смотрю в себя, тщетно пытаясь найти там что-то позабытое, углубленно созерцая свой обанкротившийся внутренний мир. Когда-то в детстве он обещал быть богатым, но по дороге к зрелости... Впрочем, ладно. Стараясь наверстать упущенное, направляюсь в Русский дом. Неделя российского кино не дает берлинцам покоя.

Я иду по переходу и думаю о том (извините, что толкнула, задела нечаянно), что гении пишут для человечества, а те, которые наоборот, — для самих себя. Для себя они пишут для того, чтоб зафиксировать то, что завтра забудут и никогда больше не вспомнят. На такие документы" хорошо бы еще ставить личные печати как подтверждение того, что все это именно из твоей биографии, а не из чьей-то посторонней. Перечитывать через какое-то время всю эту стряпню бесполезно. Да и зачем? Даже если перечитаешь, все-равно все забудешь. Но отчего мы все забываем? Вероятно, от незначительности наших жизней и мелководья наших мыслей. От преходящих, утекающих в ничто событий. Это так же, как с любым из детективов, который можно прочитывать в третий раз с таким же интересом, как в первый, потому что когда читаешь детектив, думаешь, что нет ничего интересней, а как прочтешь, так все тут же сразу и забудешь, вплоть до имени главного героя. Поэтому, я думаю, много детективов покупать совсем необязательно. Купишь пару-тройку и гоняй их по кругу. Большая экономия денег получается. Вот и эта Неделя кино — преходящая или значительная?

Захожу в метро. Сажусь рядом с какой-то девушкой. Сидит, углубленно читает. Заглядываю в книжку и тут до меня доходит, что это русский текст. Присматриваюсь...

Мураками.... Странно, думаю, что эта девушка, как моя взрослая дочь Настя, увлечена Мураками. Поднимаю глаза, а это и есть Настя. Мало того, что я ее, сидя рядом, не заметила, так и она на меня тоже ноль внимания. Я осторожно трогаю ее за локоть... Немая сцена...

Должны были встретиться в холле Русского дома, а встретились в метро. Сидели впритык и не замечали друг друга. Нет, все-таки нужно смотреть по сторонам, а не в себя, любимую, размышляя о разной чепухе, а то будешь в небе ворон считать, — собственного ребенка впритык не разглядишь.

Берлин избалован кинофестивалями. Но Неделю российского кино и российских кинематографистов уже 5-й год встречает радушно. Если в зале идет сеанс, то в холле можно понаблюдать за взволнованными режиссерами и взъерошенными кинооператорами, которые зачем-то носятся со своими камерами по всему вестибюлю и пытаются зафиксировать нас, зрителей. Хлебом их не корми, дай только поснимать что-ничто. Тут же выставка плакатов старых классических фильмов от "Летят журавли" до "Москва слезам не верит". На европейских языках названия звучат забавно. Мы увлекаемся с Настей обратным калькированным переводом и хохочем над собственным остроумием. Потом вспоминаем, что надо бежать в кассу, а то с билетами напряженка, как говорила героиня этого самого фильма с плаката, над которым мы плакали от смеха, понимая, что Берлин не Москва и слезы наши как-нибудь выдержит.

На Неделе российского кино не вручают призов, в отличие от кинофестивалей, а интерес публики при этом неподдельный. На отдельные фильмы билетов не достать. Часто случается так, что, отстояв длинную очередь к кассе перед началом сеанса, люди разворачиваются и, разочарованные, горестно бредут домой. Все это я высказываю Насте, а она поправляет меня, говоря, что я не могу знать, куда они горестно бредут, — домой или в другое место, но уж точно не в кинозал.

Еще есть кинотеатры "Интернациональ" и "Бродвей", где в рамках Недели демонстрируют российские фильмы, но даже они не справляются с тем, чтоб вместить всех желающих.

Мы стоим в очереди, болтаем. Любопытно, что вокруг не только русскоязычная публика. Немецкая молодежь вполне активно проявляет интерес к российской культуре. Только ей, бедной молодежи, нелегко приходится. Нужно одновременно уследить за развитием событий на экране и за бегущей строчкой на немецком. Вспоминаю, что перед началом демонстрации фильма "Кошечка" продюсер и режиссер этого фильма Г. Константинопольский пошутил, что если кто-то из коренных немцев и выдержит его картину до конца, то он, режиссер, сильно удивится, — фильм этот представляет собой, по сути, театральный спектакль, состоящий из 4-х монологов. В нем много текста и мало действия. Зря вы, господин Константинопольский, переживали. Немцы народ терпеливый, а за собственные деньги выдержат еще и не столько текста, не волнуйтесь. Текст, кстати сказать, немцы обожают. Я всегда удивлялась раньше при посещении немецких кинофильмов, что зрители здешние, в отличие от наших, не покидают места даже после того, как кино уже закончилось. Они остаются на своих креслах до упора, до последнего титра, проносящегося по экрану, они прочитывают имена не только актеров и основных создателей фильма; им, как ни странно, интересен, вероятно, даже последний человек из массовки. Первое время их дотошное поведение приводило меня в состояние ступора. Я, как водится после последнего кадра, естественным образом срывалась с места, а оказывается, по здешним правилам это было невежливо и неуважительно к создателям кино. Поэтому, сообразив, я застывала в кадре на одной ноге при полном полете, а потом, медленно разворачиваясь, снова опускалась в лоно сиденья и, наступая на остатки своего интеллекта, тупо прочитывала титры вместе со всеми. Так что не печальтесь, господин Константинопольский. Тут вас посмотрят до последней точки. Правда, это еще не гарантия, что кино понравится.

На фестивале "Окно в Европу" 2009 года "Кошечка", кстати, получила целых три приза, а Михаил Ефремов, великолепно сыгравший роль балерины-пенсионерки, удостоился специального приза жюри "Серебряная ладья" за лучшую мужскую роль.

Я вот думаю: может быть, жюри что-то напутало и Ефремову на самом деле надо было дать приз за лучшую женскую роль, а не за мужскую? Хотя, конечно, компетентному жюри виднее.

Вот что значит везение. Нам с Настей достались два последних билета. Как раз на нас они и закончились. Наряду с фильмом "Юленька" (реж. Александр Стриженов), экранизация бестселлера Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" (реж. Сергей Снежкин) вызвала у берлинской публики настоящий восторг. Недаром мы так боролись за места. Еще в очереди в кассу я прислушивалась к репликам потенциальных зрителей и с удивлением обнаружила, что довольно много людей даже здесь, в Германии, прочитали пронзительную повесть Павла Санаева, а потому особенно хотят попасть на демонстрацию фильма.

"Меня зовут Саша Савельев. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестякой. Так я с 4-ех лет и вишу", — так начинает свой рассказ маленький мальчик в автобиографической повести Павла Санаева. Он сын актрисы Елены Санаевой, а в новом муже угадывается актер и режиссер Ролан Быков. Странно, но у меня сразу возникает ассоциация с лисой Алисой и котом Базилио. А бедный Буратино воспитывается у деспотичной бабушки, которую блистательно сыграла Светлана Крючкова и, кажется, никто бы не смог сыграть эту роль лучше. Борьба за ребенка любой ценой, ненависть между родственниками, непонимание, жестокость друг к другу. Зал замер от переизбытка эмоций. Каждого, независимо от национальности, языка, места жительства в той или иной мере коснулось то, что происходило на экране. И не только это. Люди, которые давно уже переехали в Германию, снова ощутили вдруг дух времени своей молодости, 70-80-х годов. Возможно, какие-то моменты в фильме вызвали чувство ностальгии. А многие смеялись сквозь слезы над эпизодом, вспоминая, наверно, самих себя, когда основательная бабушка складывала про запас так называемые в ту бытность "заказы". Дефицитные консервные банки.

А колоритная парочка родителей мальчика? (Мария Шукшина и Константин Воробьев.) Зимняя мода того времени — громоздкая и дорогая. И довольно уродливая, что обнаруживается на расстоянии в 30 лет. Когда-то я и сама это носила...

Не достать было билетов и на "Палату № 6" (реж. Карен Шахназаров), — картина, сценарий которой был написан еще в 1989 году вместе с Александром Бородянским. Сюжет Чеховской "Палаты" перенесен в современную жизнь, а само кино снято почти в документальной манере, в реальной клинике для душевнобольных. Вполне актуальный фильм, потому что правда, выходит, это — сумасшествие, а сумасшествие — это правда. И это, как подсказывает мне мой опыт, актуально, как ни печально это сознавать, не только в России.

В марте 2010 года от России в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" "Палата № 6" будет выдвинута на соискание премии "Оскар".
"Стиляги" Валерия Тодоровского, которым открывалась Неделя, комментариев не требует. Об этом фильме написано множество статей, он удостоен множества наград. От себя хочу добавить, что фильм на любителя. Здесь, как и везде, он увлек того, кто любит захватывающую музыку, профессиональную хореографию, — современный российский мюзикл, который, я думаю, и в Берлине многие оценили по достоинству. Понравилось высказывание автора сценария Юрия Короткова, когда он заметил, что это фильм не только о стилягах и музыке, но и о возможности быть свободным в условиях несвободы. Ох, как всем нам это необходимо...

Что останется в памяти? (Ведь что-то все же останется, будем надеяться.) Картины, которые показались талантливыми, новые имена, то, что хотелось посмотреть и не удалось: "Чудо" Александра Прошкина, "Кислород" Ивана Вырыпаева. Говорят, что на это стоит сходить.

Уже поздно и нельзя опоздать на метро, иначе застрянем где-нибудь на Хауптбанхоф и будем, сидя в кафе, наблюдать за отъезжающими поездами.

Наталия ЛИХТЕНФЕДЬД,
наш собственный корреспондент,
Берлин



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.