Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (127), 2015 г.



Поэзия Натальи Крофтс

Разрыв. Фигурка схватится за бок —
живой лубок.
Час новостей. Адреналин. Игра.
Ты щелкнешь кнопкой — и конец. Нет ран,
потери, смерти, зла… Застынет крик.
Ты — в домике. В скафандре. Ты — внутри.
Замри.

Замри. Ни с места. Стой, нельзя наружу —
за рамки, за обложку, из себя —
к соседям, соплеменникам, со-душам —
задушат.
Ты — мишень. Рога трубят.
Охота. Крестный ход на абордаж,
на брата, на врага, на тот этаж,
где нагло распускаются герани —
цвет мяса в ране.

Где ты уже — игрушка на экране.
Ты раб. Под рьяный рев других рабов
на солнечной арене Колизея
ты умираешь. Вопль — и мы глазеем
на красное на острие зубов.
Агония. И гонка — мчатся снимки
в Facebook, диктует Canon свой канон:
у трупа, у меча, со львом в обнимку.
И лают "лайки": кадры — как в кино,

где даже смерть кошмарная — прекрасна,
где люди растворяются на красном —
заката, крови. Жажда на губах —
адреналина! — зрелищ, твиттов, хлеба,
убойных кадров: нас на фоне неба —
красивых,
молодых,
в гробах.

(Наталья Крофтс, "На красном")

Новое стихотворение Натальи Крофтс вполне тянет на сенсацию. Со знаком плюс. Так еще никто не писал о современности, о точках соприкосновения виртуального с реальным. И телевидение, хотя оно у нас давно и мы не связываем его с Интернетом — тоже превратилось в своего рода "реальность наоборот". Особенно в век тотальной всеобманывающей пропаганды. Стихотворение "На красном" страшное по своей сути и очень глубокое по своей философии. Оно разграничивает человека как "вещь в себе" и человека — зрителя чужих страданий. Что-то нездоровое есть в том, что просмотр новостей стал для многих людей видом адреналина. Это немного похоже на систему "жертва — палач". Сегодня ты смотришь на чужое горе на экране, а завтра это горе может оказаться с тобой, и уже другие будут бесстрастно наблюдать за тобой на экране.
Стихи Натальи Крофтс точно отражают современный мир с его коллизиями; эти стихи не могли быть написаны до наступления "интерактивной" эры. И потому это, конечно, "новая" поэзия, которая делает первые попытки осмыслить быстро меняющийся мир. Я допускаю, что первоначальный телеадреналин имел оттенок сострадания. Но сострадание быстро переходит в негодование, ярость и другие менее респектабельные эмоции. А порой сострадание и ярость в телезрителе — почти синхронны. Сейчас можно даже "дозировать" телеотраву. Но это спасает только на некоторое время — агрессивность окружающего мира настолько зашкаливает сегодня, что отдельно взятому человеку трудно "отстоять" себя в оппозиции миру.
Стихи Натальи Крофтс органично соединяют историчность и современность, не случайно гладиаторские бои в еще не разрушенном землетрясениями Колизее выступают прямой параллелью с современными событиями. В сущности, за это время мало что изменилось. Потому что мало изменились сами люди. В каждом человеке — потухший, но денно и нощно действующий вулкан агрессии, доставшийся нам по наследству от наших первобытных предков. Получается двусмысленность: с одной стороны, в человека можно и нужно верить. С другой, ни на секунду нельзя забывать о его агрессивной природе, которая может быть глубоко спрятанной в ожидании своего часа. Тем не менее, надо понимать, что основной источник агрессии сейчас не люди, а государства. Сатанинская гордыня государств ссорит между собой представителей различных народов, даже если они не поддерживают действия своего государства. Государства же и будят в людях агрессию и нетерпимость.
Правда в стихотворении Натальи Крофтс обнажена до гротеска, до абсурда, который неожиданно оказывается новой, неожиданной реальностью. Кто не наблюдал "лайки" на Фейсбуке, когда речь шла о гибели людей? Стихи Крофтс хороши тем, что их нельзя пересказать; это сгусток эмоций очень умного человека. В конечном итоге, "на выходе", мы имеем вот что: черный квадрат Малевича не так страшен, как красный квадрат Натальи Крофтс. Лирика Натальи Крофтс разрывает хорошо обжитое индивидуумом пространство. Точнее, разрывает это пространство сама жизнь, а лирика только констатирует разрыв.
Мало того, что мы постоянно находимся в стрессовом состоянии из-за политических новостей и страха терактов, мы еще и теряем духовность, теряем искусство. Искусство просто не может конкурировать с политикой на данный момент, даже если станет творить на злобу дня. Люди все равно будут пялиться в ящик, этот "красный квадрат" — ради эмоций, сопереживания и взвинчивания своей вовлеченности.

Александр КАРПЕНКО



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.