Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (127), 2015 г.



Ольга Михайлова
"Все перемешалось"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Поэзия этого сборника, действительно, многопланово перемешалась: в строфическом отношении — от моностиха, дистиха и терцета — до многострочника, в освещении тем — от бытовых и психологических наблюдений — до философских выводов, в лирическом плане — от пессимистических сентенций ("Меня преследует дурной сон — действительность") — до необходимости надежды ("Мои слова где-то затерялись…/ Твои заплутали…/ Они встретятся в нашей башне") или жизнеутверждающих настроений ("Молниеносные ласточки./ В их влажных темных глазах — счастье").
Книга Ольги Михайловой написана свободным стихом, — метрическим, но неравностопным верлибром, к которому тяготела русская поэзия еще задолго до символистов. ("Я люблю многое, близкое сердцу,/ Только редко люблю я…", — А. Фет.) Вячеслав Куприянов писал о том, что прообраз верлибра следует искать даже глубже, — в частности, в "Слове о полку Игореве", а также в Библии.
Ольга Михайлова очень успешно продолжает развивать традиции этого сложного поэтического жанра, в котором легко скатиться до прозаического текста. В поэзии Михайловой соблюдены не только графическая установка на стихотворение и межстиховые паузы, что является обычной техникой верлибра, — в данном случае мы имеем дело с поэзией, которая отличается образностью, метафоричностью, своеобразием лирической героини. Голос ее звучит то как неприкаянный и беззащитный, то как сомневающийся, полный надежды, проникнутый постоянным внутренним поиском. Часто встречающиеся части речи, повторяющиеся союзы "то ли, то ли" или устойчивый фразеологизм "может быть" доказывают внутреннюю фиксацию на желании определиться — в жизни, в творчестве, найти именно свою, отличную от других, нишу:

Неустанно ищу свой цветок папоротника.
Хочется быть счастливой

При таком мучительном поиске идентичности и вечном процессе движения не может не возникнуть вопрос об альтернативе, который не дает покоя:

Солнце и луна.
Рисунок и стихотворение.
Их многое объединяет,
Но они никогда не поменяются ролями

Мне очень симпатичны метафорические картинки малых форм Ольги Михайловой, которые удаются ей прекрасно. Они наполнены глубоким, иногда даже метафизическим смыслом, приглашают подумать, поразмышлять над сказанным. Нередко это разговор со временем, ощущение себя в этой константе, движение которой не остановишь — оксюморон земного бытия. Вот несколько примеров:

У души нет рта,
Как она спросит обратную дорогу,
Скитается и поныне
……………………………………
Степной волк рыщет, то ли чем поживиться,
То ли чем накормить судьбу.
Есть что-то узнаваемое в его повадках
…………………………………………………………………
"Руки как крылья, глаза — маяки"
…… … … … … … … … … … … … … … …..
Тихий зимний вечер,
нежные узорчатые снежинки,
припорошенные метелью воробьи.
Прошел очередной год

Стихи этого автора обладают положительной энергетикой, внутренней силой пытливости, их важно не только прочитать, но и суметь расслышать, уловить дыхание. Игра со словом и образом выдает в поэтессе романтическую фантазерку, — иногда отважную, а иногда стремящуюся защитить себя от внешнего мира, замаскировать свою женскую ранимость. Это желание, как творческого человека, распространяется не только на реальность, но и на вдруг возникающие образы:

Какие причудливые образы вдруг возникают…
Трясу головой и сбрасываю их,
А то, чего доброго, поселятся навсегда,
И ходи потом по кругу дурным животным

В то же время — это невозможность не писать, не творить:

Что теперь делать с написанными стихами?
Куда спокойнее жилось без них

Излюбленные образы этого сборника — образы моря, как символа "громкой песни о жизни", и птицы, особенно чайки "с неистовой готовностью к полету", что символизирует возвышенность мыслей, души, связь поэзии с одухотворенными сферами бытия, в которых каждый из нас ищет свою истину.

— "Ты же любишь птиц", — говорят друзья…
Что тут можно еще добавить?

В начале книги заявлено, что это сборник стихов и прозы. (От скромности? Или поэтесса Ольга Михайлова и правда так считает?) Прозы я в нем не нашла.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Глызин лампа настольная technodeluxe.by.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.