Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (124), 2015 г.



Владимир Делба
"Апсны, обитель души моей…"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Структура повествования новой книги В. Делба включает множество пластов, тесно связанных друг с другом, как сама жизнь: родовые корни, восторг от природы Абхазии, ностальгия по местам детства и юности, умелое проникновение в характеры персонажей, описание интерьеров, времени, в котором живут герои, и, наконец, даже юмор и смешные истории, умело вписавшиеся в конструкцию прозы.
Уже в том, как озаглавлена книга, можно почувствовать не просто любовь к родному краю, Абхазии, но и нежность, и восхищение той землей, где человек родился и вырос, где сформировалось его сознание, мировоззрение, определяющие все последующие шаги, его судьбу.
Возможно, не каждому может посчастливиться сказать о себе, как главному герою книги Андрею, у которого нет конкретного прототипа (это собирательный образ), что мир его детства и юности был удивительным. Книга основана на реальных событиях, воспоминаниях и прототипах. В Андрее, осмелюсь догадаться, много от биографии самого автора, поэтому невольно Владимир Делба ассоциируется у меня со своим персонажем.
"Обитель души" — Малая Родина — воспринимается читателем глазами главного героя. Восьмым чудом света, подобно висячим садам Семирамиды, кажутся ему парк на Сухумской горе или Вилла Алоиза с таинственным свечением шпиля. Цветущая мимоза, дух винограда, "величественные пейзажи с буйной субтропической растительностью" — описание так ароматно, что читатель невольно и сам влюбляется в эти благодатные места, как любит их герой книги.
"Он всегда чувствовал себя комфортно в своем интернациональном, маленьком и уютном Вавилоне, с его многоликостью и многоязычием. Когда различия в религиях и обычаях не противопоставляли людей, а наоборот, создавали удивительный сплав дружелюбия и толерантности. Когда уважение к старшим, гостеприимство и взаимоподдержка являлись бесспорными ценностями для всех жителей города. Ну, и, конечно, чувство юмора".
Композиция повести построена от событий в Абхазии — к Праге и Израилю и обратным движением — опять к Абхазии, как воплощению великого народного духа. Книга продолжает линию предыдущих рассказов Делба про Абхазию. Ее обычаях, природе и культуре, кулинарных предпочтениях и застольных традициях, жизненной философии народа — в частности, кодексе поведения "Апсуара", предполагающем табу на определенные действия в отношениях, в быту и семье. Наконец, о людях, населяющих этот удивительный участок земли, — абхазов, чьи характеры сдержаны, чьи чувства не проявляются принародно, но как искренне любят они друг друга, всегда готовые защитить и пожертвовать собой, если возникнет такая необходимость. Как художник Делба скрупулезен в деталях до мелочей: от изображения характеров до описания интерьеров. Особенно тщательно, с любовью и восхищением выписаны им образы деда Корсантела и бабушки Терезы. Как поэт автор лиричен не только в своих стихах, но и в прозе, обогащенной эпитетами и метафорами — особенно, когда это касается описания богатой и разнообразной абхазской природы.
Повесть Владимира Делба привлекательна не только разнородностью типов и характеров или четко прослеживаемой сюжетной линией, заставляющей читателя вместе с героем проживать его судьбу в эпоху социализма и постсоциалистического периода, — она притягательна и этической позицией автора с его восторгом и любовью к Родине. В некоторой степени это заменяет даже отсутствие внятной любовной коллизии, хотя и не обходится без отношений с женщинами — Фридой и Илгой. Где-то в середине романа герой женится на Ирине. На этом не заостряется внимание, но читатель наблюдает, что семейная жизнь героя проходит в любви и согласии. Смею предполагать, что в скупости развития этой темы есть авторское целомудрие, потому что Делба, безусловно, любит своих героев и показывает их с большим уважением.
Та ностальгическая струна, "которая часто не дает спать по ночам", не только возвращает автора в мир его детства, юности, "седых гор, солнца, моря, любви и дружбы", но и успешно вовлекает читателя в сопереживание вместе с Делба, расширяя наше представление о мире, о мало знакомых нам землях, их традициях, их удивительных, цельных людях.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.