Книги Владимира Делба выходят в Москве одна за другой. Первая, "Сухумский стереоскоп" (2012), посвящена сухумским историям конца 50‑х, начала 60‑х годов прошлого века, вторая — "Амра, галеон юности моей" (2013) — годам оттепели и творческой сухумской интеллигенции тех лет, любимой площадкой общения которых стал известный в городе ресторан "Амра". Совсем недавно, в 2015 году, издательством "Вест-Консалтинг" выпущена его новая книга "Апсны, обитель души моей".
Между ними появились книга "Тетрис: синестезия в стиле стакатто-джаз", которая синтетически объединила фрагменты из художественной прозы, эссе, и сборник стихов "“Камертон”. Измерение синего".
Такой необычный синтез позволяет читателю оценить автора сразу с нескольких творческих сторон. Как интересного прозаика, документалиста, тонкого поэта и непревзойденного ценителя джаза и художественного творчества. К последнему Делба имеет непосредственное отношение, так как является членом Союза художников СССР, Союза художников Абхазии и Международной федерации художников ЮНЕСКО. Он художник-иллюстратор, работавший во многих московских издательствах: "Смена", "Советский экран", "Работница" и др.

Многим петербуржцам, знакомым с историей своего города и питерским кафе "Сайгон" 60–70‑х годов прошлого века, где в те времена собирался весь творческий "андеграунд" и куда приходили И. Бродский и О. Григорьев "с тетрадочкой стихов", было бы интересно провести параллели с "Амрой" Делба. "Амра", по словам автора, это ресторан, не выздоровевший от послевоенных ран и не восстановивший былой популярности. Но тогда, подобно "Сайгону", веранда свободолюбивой "Амры", открытая морскому бризу и солнечным лучам, была "уникальным… явлением". Там собиралась молодая интеллектуальная элита Сухуми, оказавшая самое сильное влияние на развитие творческого потенциала автора книги, привила ему любовь к джазу, который в то время можно было услышать только по "вражеским голосам", на волне Бейрута, в еженощной передаче на "Голосе Америки".
"Нет другой такой музыки, — признается Владимир Делба, — завораживающей, забирающей полностью мои душу, ум и эмоции, как джаз. Влияние это субъективно и не умаляет ни в какой степени богатства и разнообразия классической и, к примеру, народной музыки. Но только джаз оказывает на меня столь мощное воздействие. Джаз входит, прорастает внутрь, в сознание, в саму сущность мою".
Слияние джаза с художественным творчеством, когда музыка рождает цветовые эффекты в мозгу, дает понимание того, что искусство не разъединено, а слито воедино ассоциативными нитями сознания. Именно такое восприятие творчества филигранно представлено в эссе "Геометрия духа": "Ты сидишь (полулежишь, лежишь) с закрытыми глазами, а музыка творит, выстраивает в пространстве за твоими веками немыслимую цветовую архитектонику форм, объемов и образов". Вспоминается по этому поводу художественный фильм "Опасный возраст" Александра Прошкина, где главный герой в исполнении Юозаса Будрайтиса — дегустатор парфюма — говорит, определяя духи на цвет: "Голубым здесь даже и не пахнет". Но это шутка. Владимиру Делба почему-то веришь, с каким цветом в сознании может ассоциироваться та или иная джазовая импровизация. Эссе посвящено землячке Делба, абхазской художнице Диане Воуба, творчество которой, по мнению автора, недооценено.
"…судьба столкнула меня не просто с удивительной женщиной, талантливой, умной, образованной, тактичной и гостеприимной… Я был в студии выдающегося живописца!"
Сборник стихов в книге как бы подтверждает уверенность автора в неизбежности слияния искусств и гармонично дополняет книгу. Неотступно следующие классическим традициям, стихи напоминают мне куртуазные бокалы старинного вина, наполненные иногда солнцем, а иногда луной:
В оформлении книги и обложки книги использованы картины Дианы Воуба с "сильной и доброй энергетикой полотен". Так определяет их Владимир Делба, и то же самое можно сказать о его новой книге.