Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (124), 2015 г.



Сергей Мнацаканян
"100 стихотворений"



М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Глубокие по содержанию, классические по форме, стихи Сергея Мнацаканяна читаешь без опасения испытать неловкость за недоработанную мысль, неуклюжий оборот, проходные, клишированные фразы. Видимо, этот поэт в современной русской литературе — из разряда настоящих Учителей. По его лирике можно не только учиться стихосложению — его книга до предела пропитана чистейшим воздухом настоящей Поэзии с большой буквы.
"Опять в душе вопросы вечные / натянуты, как тетива…"  В этом и есть, наверно, предназначенье поэта — слышать эти вечные вопросы и пытаться ответить на них за всех, у кого нет ни слуха, ни голоса. Ответы его метки и поразительны в прямом и переносном смысле слова! Действительно, "стихотворенье вроде выстрела / присвистывает на лету…" и поражает сердце и ум читателя.

Поистерлась душа, как гнилое белье,
я и ахнул, и тихо подумал,
как я долго и глупо плевал на нее,
а теперь прохудилась, лишь дунул…
Расплелась и истлела, обветшала — да так
от расхристанной жизни основа льняная,
что сквозь душу, не милуя, но осеняя,
только звезды дымятся и веет сквозняк.

Так, не жалея и не оправдывая себя, может написать только человек, натерпевшийся от жизни, как на "поле боя, / где победить нельзя, а отступать — куда?", ставший в результате этих боев очень сильным и мудрым. И внутри этого человека проступает сквозь броненосную защитную улыбку ("Я привык улыбаться — / просто так на всякий случай") тот самый "горячей и трепетной истины свет", который отражается от него "в этой жизни дешевой", где "ни просвета, ни продыха нет". Только человек с абсолютным слухом может услышать музыку даже в зловещем сквозняке. И человек с абсолютным зрением может увидеть этот самый сквозняк как нечто вещное: "он обволакивает на миг / предмет ли, любую тень / и принимает форму вещей, / как сумерки и вода, / бормочет, вздрагивает, шуршит / на разные голоса, / свистит — особенно в тростниках / у пригородной реки…". Надо уметь это увидеть: как "свисает, зимний и нагой, / как бы лохмотья после драки, / сквозь ветви небосвод ночной" (стихотворение "Зимние каникулы").  Надо уметь рассказать, что снег бывает "белый на бетоне и серый, где металл". А также "над домом — синим, у окон — золотым" или "розовым — над красным подфарником такси" ("Снежная книга"). Не разобрать на цитаты "Энцефалитную балладу" или "Вот и я становлюсь старым…", или "Оду капусте". Настолько они представляют из себя нечто цельное и очень ценное. В них правда и горечь, и радость жизни, в них и отчаяние, и горький юмор, и нежная любовь.
И даже когда поэта оставляют силы, и он уже кричит, что сыт и ответами, и вопросами, все равно знаешь, что ему еще есть что сказать этому миру.

Жизнь еще не закончена, но испита,
перепета, пропета и, в общем, отпета…
Не снимайте поэта с кривого креста —
и не надо надежд, и не ждите ответа,
ибо жизнь, как проклятье,
                                               мелькнула в глазах —
и не надо надежд, как не надо наркоза,
но откуда-то лезет в похмельных слезах
неуклюжая, злая и грязная проза…

И понимаешь, что, как и его герой Варлам Шаламов из стихотворения "Гений Гулага", поэт не успокоился, не сломался. "Он гнулся, но не рвался, словно парус, / на бешенном всемирном сквозняке, / и клокотала творческая ярость / в изломанном скорбями старике".
"Творческая ярость" — главный, наверно, секрет обаяния лирики Сергея Мнацаканяна. Творческая ярость от бессилия перед тем, "как перст / судьбы уперся когтем… в печенку"; от того, что "отброшена юность, как битая карта"; от того, что "не стал Венецией сталинский Ленинград"… Творческая ярость, дающая силы на только лишь внешне кажущийся "неуместным", а на самом деле созидательный и согревающий замерзшие души, "романтизм в криминальную эпоху".

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.