Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (124), 2015 г.



Дмитрий Тюпа
"Поиск радостной вечности"



М.: Библиотека журнала "Дети Ра", 2015

Всегда очень отрадно видеть появляющиеся в печати книги молодых авторов. Дмитрию Тюпе всего 26 лет, а он уже, как говорится в аннотации, лауреат "Золотой строфы" и победитель конкурса Бориса Стругацкого "Сонет Цурэна". Книга "Поиск радостной вечности" — уже вторая у талантливого поэта. Предисловие к сборнику автор написал сам, где подробно разъяснил свою творческую и мировоззренческую позицию и даже обозначил супер-задачи, относящиеся к каждой главе. Думается, что появление этой книги с радостью воспримут те читатели, которые увлекаются поэзией мысли, требующей, безусловно, определенной подготовки, знаний психологии и истории, знакомства с различными философскими, религиозными течениями — от античности до нашего времени, от Зарастустры до Ницше и Сартра…
Как это и положено молодому человеку, Дмитрий Тюпа очень смел в своих творческих экспериментах. Его лирический герой на равных разговаривает с греческими  богами и христианскими святыми. Эпиграфами к главам книги могут быть цитаты из евангелистов, мыслителей, поэтов. А могут быть строки и из его собственных стихотворений (поэма "Мой Бог, или последнее стихотворение"). Название одного из стихотворений ("Песочный человек") отсылает нас к Гофману, "Не хожу один я на дорогу" — прямая аллюзия к Лермонтову (перекличка эта, наверно, не случайна, ведь на данный момент оба поэта находятся в одном возрасте).
Глубокая ищущая натура лирического героя Дмитрия Тюпы, по словам автора, пытается примириться с вечностью, обратить страх перед нею в надежду, отчаяние — в радость. Так уж повелось, что каждый рождающийся человек вновь и вновь своей жизнью проживает то, что прожили и перечувствовали до него тысячи и миллионы людей, пытаясь постичь и проверить на собственном опыте, собственным умом даже давно уже существующие и считающиеся непреложными истины. Каждый человек — это новая маленькая вселенная, в которой  действуют те же законы, которые существуют во Вселенной большой. Творение вновь вступает в диалог и даже спор со своим Творцом. Однако история человечества за множество лет придумала так много имен и биографий для Творца, так много раз пыталась интерпретировать на свой лад Его посыл к нам, людям, что умному, мыслящему, начитанному человеку сквозь толщу этих интерпретаций не пробиться сразу к Высшей Истине. Как сказал когда-то (цитируемый в одном из эпиграфов самим Дмитрием) Андрей Вознесенский: "Словно послушник хочет к Господу, / ну, а доступ лишь к настоятелю, / так и я умоляю доступа — / без посредников — к Настоящему". В таких же мучительных поисках правильного пути к Нему (в книге Он называется Вечностью) находится и лирический герой Дмитрия Тюпы.
Поиски эти сопровождаются изматывающими душу приступами отчаяния и смертельного страха. Поэтому стихотворениям поэта присуща чаще всего мрачная, фантастическая и мистическая атмосфера, что демонстрирует несомненное влияние на эстетику Дмитрия и немецкого классического романтизма, с его особенным вниманием к средневековой   культуре, и, возможно, поэзии Евгения Баратынского с его "Сумерками" — наверно, первой в истории русской поэзии композиционно выстроенной книгой стихов, и Джона Мильтона, и других поэтов и писателей-мистиков.
Что касается поэтической формы, она у Дмитрия в большинстве случаев безупречна. Всевозможными  техниками стихосложения молодой автор владеет блестяще. ("Волчья / Прыть — / Молча / Рыть / (Ввысь ли?) / В смысле / Мысли / Скрыть".)  Рифмы свежи, верны и осознанны. В стихотворении "Грибной сонет" автор виртуозно рифмует между собой первую, четвертую, пятую, восьмую, десятую, одиннадцатую, тринадцатую и четырнадцатую строки — с одной стороны и вторую, третью, пятую, шестую, девятую и двенадцатую — с другой. Дмитрий Тюпа — настоящий мастер сонета, примеров чему в книге можно найти предостаточно. Остается надеяться, что у этого поэта с яркой индивидуальностью  — большое будущее, ведь с опытом жизни будет зреть и творческая мысль. Хочется пожелать Дмитрию не оставлять направление новаторства, которое он выбрал на своем поэтическом пути. Рецензируемая книга — безусловно, яркое событие, как тот процесс высвобождения кипучей энергии, который так талантливо отображает поэт в стихотворении "Пробка": "Свобода! / С каждым / Вздохом — / Взлет. / Тиски ослабли. / В стеклянном горле гейзер бьет / Ударом сабли!".
Поэт, выпуская эту книгу стихов в свет, очень доверяет своему читателю, надеется на его понимание, со-мыслие, сотворчество. Такая страстная мольба о понимании звучит в следующем, только на первый взгляд, дерзко-высокомерном стихотворении! Давайте послушаем поэта, подумаем вместе с ним, обменяемся энергиями наших мыслей. Это и есть, наверное, сверхзадача Дмитрия Тюпы.

Ты это прочитал? Ты это видишь?!
Хвала Творцу! Да у тебя — глаза!
У твоего порога — мой подкидыш.
Так ты открыл? Просмотришь бегло за
Одну минуту? Время дорожает:
Жить некогда, а завтра никогда
Посев не оправдает урожаем.
<...>
Ты видишь эти буквы на странице?
На мониторе? Хочешь, переправь,
Сотри, дополни… мне бы устраниться.
Но нет, с Харона хватит переправ!

Так заразителен и убедителен этот молодой максимализм, эта страстность и неукротимость мысли, это желание жить, а не существовать, что все это не может не вызвать живого эмоционального отклика у любого читателя.

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.