Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (124), 2015 г.



Евгений Степанов
"Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины XX — XXI веков. Организация современного поэтического процесса"



М.: "Комментарии", 2014

Современная поэзия по-прежнему многообразна и уникальна. Оставаться современной значит быть готовой не только обновлять наработанные технические приемы, содержательную сторону, саму себя, но порой идти на существенные перемены, постоянно меняться. И изменения, кардинальные и не очень, происходят. В современных поэтических текстах, характерный пример: практически не встретишь имен собственных из классической мифологии, а, между тем, боги, герои, сюжеты, как мы помним, в свое время существенно расширяли смысловое поле творчества многих поэтов на протяжении ни одного века. Знание мифологии умерло за ненадобностью вслед за классическими языками. Только перемены вовремя, естественная смена не вызывают резких отторжений и бесплодных противостояний. В современных мифах свои культурные герои, жизнь ускорилась — и они меняются чаще. Преобразовывается и среда, в которой они существуют. В ходу множество новых иноязычных слов, научных терминов, сленг сетевых пользователей, все средства хороши, позволяющие упростить, ускорить коммуникацию. Обновляется, расширяется и язык поэтических произведений, меняется поэтика отдельных поэтов, направлений, жанров.
Именно этим вопросам и посвящена книга Евгения Степанова, многолетний труд теоретика и практика. В центре его внимания, на что обращает внимание читателя сам автор, прежде всего поэтические тексты — стихотворения: практически весь диапазон существующих стихотворных форм, актуально популярных и менее распространенных. Материал книги структурирован не по словарному принципу, и поэтому отсутствует жесткая заданность, ложная последовательность имен и событий, одномерность описаний, назидательность. Сравнительно небольшие, емкие тексты, с необходимым количеством специальных терминов, не утомляют, а увлекают, читать интересно и познавательно, что присуще далеко не всем подобным исследованиям. Книга, помимо основной функции, в зависимости от потребностей читателя, выполняет отчасти функции и учебника, и хрестоматии.
Жанровое многообразие, сведенного воедино материала, широко: от развернутых уточняющих зарисовок до глубоких и содержательных литературоведческих работ. Следствие такого подхода — свобода в масштабах и диапазонах оценок, обобщений и прогнозах. Книга, и это ее достоинство, не всеохватна. Автор по собственному выбору анализирует знаковые, а порой и просто примечательные имена и явления. Для одних доопределяет характерные особенности стиля, их место в истории поэзии, влияние на творчество современных авторов, другим, недооцененным, буквально не дает уйти в небытие, третьим, живущим и действующим литераторам, оказывает практическую поддержку, вселяет веру в необходимость их труда, несмотря ни на что. Мозаика, коллаж — словарное обозначение техник из области изобразительного искусства — не случайно и вполне уместно: в них, так же как и в книге, из частностей воссоздается целое, общая картина иной природы, побуждающая мыслить и сопереживать.
Напомню, Евгений Викторович Степанов не только теоретик, он один из немногих, кто не только замечательный писатель, знающий филолог, но и профессиональный издатель, способный самостоятельно заработать деньги, для того, чтобы затем вложить их в собственные литературные проекты. За эту способность, мало распространенную в литературном мире, его критикуют, а некоторые и осуждают. Вероятно, это те, кто сам заработать, а тем более потратить заработанное на литературу, — не в состоянии, те, для которых общественное благо — пустой звук.
А, между тем, любой проект, требующий финансовых затрат, без материальной основы неосуществим, а значит, нереален. Помимо прочего, любое дело нужно суметь организовать, развить и сохранить. Автор делится собственным опытом, знаниями, оценками, как лучше поставить литературное дело с пользой для страны, сделать это в различных, часто неблагоприятных обстоятельствах и экономических ситуациях. В творческих делах прямых и однозначных рекомендаций, а тем более ответов, автор не дает, да их в силу субъективной природы искусства и быть не может. Но общий подход к оценкам происходящего, контекст будущей ситуации ясен: поэзия существует, развивается и будет существовать в обозримом будущем. Да, бумажные, печатные книги уступают место электронным носителям, занятие литературой — частное дело пишущего, поэтические книги мало издаются и практически не продаются. С другой стороны, в сети Интернет количество поэтических текстов неуклонно растет, доступ к ним открыт и практически ничем не ограничен, такое понятие как тираж уходит в прошлое. Дело за качеством, привлекательностью и востребованностью поэтических текстов. Безусловно, формы социального бытования литературы меняются. Но бесспорно, поэзия как искусство, как весомая составляющая литературы сохранится, будет существовать, как существует театр при наличии кино и телевидения. Как, в свою очередь, сохранится кино и телевидение, конкурируя, соседствуя и взаимодействуя с различными средствами передачи и считывания визуальной, слуховой, тактильной информации.

Николай ГРИЦАНЧУК



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.