Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (123), 2015 г.



Кирилл Алейников
"Дар речи"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Поэт Кирилл Алейников пока не имеет широкой известности, однако его первая книга "Дар речи" — серьезная заявка на то, чтобы быть замеченным. Первое, что привлекает читателя — великолепное графическое оформление сборника. Ассоль Сас, иллюстратор, проделала восхитительную работу, став если не соавтором книги, то, во всяком случае, создателем атмосферы, в которую погружаешься до непосредственно чтения стихотворений.
Полагаю, будет нелишним представить поэта. Кирилл Алейников родился в 1982 году в Петропавловске-Камчатском. Публиковался в журналах "Дальний Восток", "Бег", "Русский писатель", газетах "Слово" и "Поэтоград", литературных альманахах. Член Союза писателей XXI века. Скромная биография одаренного человека, который, конечно, должен доказывать состоятельность строчками стихотворений, а не количеством регалий.
Еще до знакомства с "Даром речи" я столкнулась с критической статьей, посвященной публикации Кирилла Алейникова в "Дальнем Востоке". Николай Палубнев на страницах "Литературной России" сказал следующее: "<поэзия> К. Алейникова — это серьезная заявка на большое будущее в российской литературе. По уровню дарования, на мой взгляд, он схож с Леонидом Губановым. <…> Привлекает внимание <…> языковой инструмент, широта образов и, как следствие, понимание автором своего таланта, отсюда уверенность в неизбежности встречи написанного с верными читателями и в собственных находках для будущих стихов. От стройного порядка уже знакомых слов и оборотов становится осязаемым течение мысли поэта, даря новые отблески зарождающихся смыслов". Отблески зарождающихся смыслов — признак литературного, в нашем случае поэтического, мировоззрения и, как следствие, мировосприятия.
Вот так, например, поэт описывает крик зимой:

Зимний воздух
просторен и колок:
Крикнешь —
вдребезги возглас летит!
Недоверчив,
узорчат и ломок
Лед ночной у краев полыньи.

Два образа переплетаются: крика, вдребезги разбивающегося на морозе, и недоверчивого, а значит, ломкого льда.
Описания камчатской природы — одна из ярких страниц творчества Алейникова. Любой край живописен, но важно уловить ускользающий миг, вложить его между строк и запечатлеть. Кто знал, что живопись природы рязанской глубинки явит нам неповторимую живопись поэзии Есенина? Кирилл Алейников живописует родной край. Вот строки о вулкане:

Вдоль чешуи вулкана рыщет хмарь.
Ручьи змеятся вниз по мерзлым лавам.
Безмолвна и черна, как мертвый пономарь,
Ночь вниз лицом упала вдоль увала.

Здесь, конечно, не только о вулкане, скорее — это слепок природы, художественное осмысление увиденного мгновения. И таких находок — немало. Преломляющихся под поэтическим видением поэта.

С пьяной русской безутешной удалью,
Откулачив градинами луг,
Над покосом дальним тучи сгрудились,
Обнимаясь молниями рук.

Это вполне профессиональное письмо. Удивительно, почему до сих пор имя Кирилла Алейникова не прозвучало на страницах традиционных "литтолстяков"?
Сказанное выше — о первом разделе, названном ясно и просто "Камчатная земля". Остальные полнятся соответственно любовной лирикой (также наполненной неожиданными запоминающимися метафорами и образами) — "Кража сердца со взломом"; стихотворениями о России (разумеется, речь не идет об ура-патриотизме, поэт осмысливает свое отношение к стране, показывает ее красоты, объединяет с природой) — "Знамения. Цикл стихотворений о России"; триолетами — "Тринадцать триолетов для ветра с оркестром" и философской, "мыслительной" лирикой о жизни и творчестве — "Каменоломня мысли".
Полагаю, одним из существенных для Алейникова произведений можно назвать итожащий сборник текст "Поэт и книга".

И годы, и дали, и версты…
Я все тебе отдал сполна.
Да, мне это было непросто:
Усердно калечить слова.

И годы, и версты, и дали…
Я бился, кричал, голосил…
И в книге, как школьный гербарий,
Стихи меж страниц разложил.

И версты, и дали, и годы…
Мы оба — сухая трава —
Стоим у подножья Природы
И в снег осыпаем слова.

Покалеченные слова в руках мастера становятся поэзий и обретают вторую жизнь. То, что Кирилл Алейников умеет обращаться с ними, — несомненно.

Анастасия ОРЕШКИНА-НИКОЛАЕВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.