Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (121), 2015 г.



Дмитрий Тюпа
"Поиск радостной вечности"

М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Сегодняшняя молодежь предпочитает жить весело, настоящим днем, вкушая все его реально-виртуальные радости. Если кто-то и задумывается о будущем, то достаточно близком и осязаемом. На этом фоне вызывает любопытство молодой поэт Дмитрий Тюпа, который в новом своем поэтическом сборнике задумался о вечности. Он построил книгу по циклам так, что композиция ее представляет собой живое поэтическое размышление на эту непростую тему, и это не закоснелые постулаты или теологические стихотворные измышления, которые скучно было бы читать. Хотя автор и опирается на серьезное произведение Мильтона "Потерянный рай" (и даже взял цитату для эпиграфа оттуда), на заключение, что если жизнь — это страдание, то вечная жизнь — худшее из всех зол. С Мильтоном косвенно был согласен и Чапек в "Средстве Макропулоса" — в пьесе, где героиня устает от бесконечной жизни, в результате отрицая ее. Но разговор в сборнике Дмитрия Тюпы не сосредотачивается только лишь на обсуждении этого вопроса, космологические темы представлены в ней гораздо шире. Но не надо забывать, что написал ее молодой еще человек, которому и земные радости не чужды. Если читать книгу по порядку, то нас ведут от шутливого цикла о прожигателе жизни до философии Ницше и, наконец, до размышлений о сути творчества и обретения радости через него.
Прежде всего, автор этого сборника не скучен, и это очень важный момент в обсуждении творчества вообще и поэтического в особенности. Лексика его не стандартна и разнообразна, как и его поэтическое мышление. Это же касается и стихотворной техники — будь то просодия от дистиха до сонета или авангардные эксперименты. Здесь удачное сочетание мистической фантастики и раскрытия души нашего современника в серьезном переваривании идей, либо весело проводящего время в вихре города или на природе, а также немаловажный сплав поэтической одаренности с не только филологической, но и всесторонней образованностью и философским мышлением, позволяющим заглянуть за пределы земной жизни без отрыва от нее.
Дмитрий Тюпа может задать тему обсуждения того или иного теософского парадокса одним только четверостишием, как, например, в стихотворении "Выбирай!"

Свобода открыта для всех — выбирай.
На блюдечке — святость и грех — выбирай,
Но Богу заранее судьбы известны,
В них нет непрочерченных вех — выбирай!

Я сама билась часто над этой неразрешимой загадкой христианства: с одной стороны каждая судьба уже предопределена свыше, а с другой — у человека есть свободная воля и возможность выбора. Об этом можно рассуждать часами. Поэтому поэт не предлагает готовые рецепты, он просто очерчивает круг задачи, призывает читателя самому задуматься над тем или иным вопросом, касается ли он жизни земной или вечной.
Или, например, стихотворно оформленная фрактальная теория о бесконечной вложенности материи. ("Откровение"):

Все замкнуто во всем и всем чревато.
Любая сердцевина есть покров.
В крупице соли — тысячи миров.
Вселенную объемлет каждый атом.

Можно и об этом порассуждать, так как еще греческий философ Анаксагор в своем труде о геометриях в V веке до нашей эры утверждал, что в каждой самой маленькой частице есть города, населенные людьми, обработанные поля, луна, солнце и другие звезды, как у нас.
Конечно, как молодого поэта Д. Тюпу не могут не волновать обычные, земные вещи — такие, как любовь, например, но и к ней временами наблюдается строго научный подход химика, осваивающего, вероятно, тайное искусство алхимии. (Видимо, влияние Российского химико-технологического университета им. Менделеева, который он окончил, не могло не отразиться на творчестве поэта):

Мужчина — пламя, женщина — вода?
Что это значит? Вечная вражда!
Вулкан… ледник… вскипающая жижа…
Но я здесь целых два исхода вижу:

Во‑первых, пламя заливают флиртом,
Чтоб не сгорать — шипеть и булькать впредь.
А можно воду так разбавить спиртом,
Чтоб эта смесь могла сама гореть!

Авторский поиск истины увлекателен и последователен. Читатель пройдет вместе с лирическим героем дорогой его сомнений — от отчаяния и безверья до жажды обретения истины, которая пока только нащупывается. Стихотворение "Великий пост" несколько объясняет этот мучительный поиск:

Едва мелькнуло Рождество,
Глядишь, а вот и пост весенний.
Опять не знаешь ничего
О жизни, смерти и спасении.

Сгораешь без остатка весь
И в самом горьком ищешь радость.
Твердишь про Радостную Весть,
Не помня, что такое радость.

Повсюду свет, прозрачен мир,
Душа чиста, душа пуста.
Когда мы станем зрячими?
Наверное, в конце поста?

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.