Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (121), 2015 г.



Геннадий Кацов
"25 лет с правом переписки"



М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Геннадий Кацов — русско-американский поэт, писатель, журналист, он один из создателей легендарного московского клуба "Поэзия" (1986) и участник московской литературной группы "Эпсилон-салон" (1984). С 1989 года он живет и работает в США.
Новый сборник стихов "25 лет с правом переписки" — это книга, написанная в течение 30 лет, 25 лет из которых автор живет в Америке. Стихи, вошедшие в сборник, освещают разные периоды творчества автора. Затрагиваются вопросы, ответы на которые можно искать всю жизнь: о сущности мышления и бытия, назначении человека, судьбах восточной и западно-европейской метафизик, об особых знаках американской действительности и многом другом.
25 лет назад, в январский день 1989 года поэт покинул свою квартиру в Москве, расположенную у метро "Речной вокзал". С приземлением в аэропорту имени Джона Кеннеди завершился его московский период жизни. Потом он жил в Нью-Йорке на Манхэттене, недалеко от железнодорожного вокзала "Пенсильвания", а переехав в Нью-Джерси, тоже поселился практически напротив автовокзала. Неслучайно поэтому книга разбита на циклы, которые по названиям символизируют дорогу: "Автовокзал" (2011–2014), "Железнодорожный вокзал" (1994–2011), "Аэропорт" (1989–1993), "Речной вокзал" (1983–1988). Все это символы мятежной души, которой если и удается какое-то время оставаться на одном месте, все равно она находится в непрерывном движении и поиске смысла.
Поднимая вопрос о выборе, нельзя утверждать, даже если судить по таким стихам, как "Хандра в Нью-Йорке" с выплесками "российской тоски" или "Песня без музыки" с оттенком некоторого отстраненного наблюдения чужой жизни со стороны, — что 25 лет жизни вдали от Родины — неправильный выбор и что автор жалеет о нем.
Исходя, конечно, из того, что у каждого человека своя судьба, и если по судьбе ему предназначено жить вдали от Родины, — в этом его определенная миссия. Человек, особенно творческий, переезжая, интегрирует в выбранную им страну русскую культуру, внося вклад в развитие общества и объединяя интернационально разрозненное мировое мышление. Во всяком случае, стараясь на этом поприще что-то сделать.
Автор этой книги внес немалый вклад в развитие мировой культуры. Он автор 6 книг, включая экфрастический поэтический проект "Словосфера" (2011–2013), в который вошли 180 поэтических текстов‑медитаций, испирированных шедеврами мирового изобразительного искусства от Треченто до наших дней. Поэтический сборник "Меж потолком и полом" вошел в лонг-лист "Русской премии" по итогам 2013 года. В 2014 году поэтическая подборка Геннадия Кацова вошла в шорт-лист Волошинского конкурса. Его публикации — в "Митином журнале", журналах "Окно", "Крещатик", "Слово", "Новый журнал", "Интерпоэзия", "Гвидеон", "Дружба народов", "День и Ночь", "Дети Ра" и многих других. Геннадий Кацов является одним из создателей международного геопоэтического проекта "НАШКРЫМ".
В новой книге много поэтических находок. Умело владея версификационной техникой, поэт обыгрывает, например, в одном из стихотворений поговорки и скороговорки, подчиняя их задаче стихотворения:

…В потресканных стеклянных башнях,
Похоже, не живет никто,
И, проклиная день вчерашний,
Не вспомнит конь, где снял пальто.

А на дворе трава все та же,
Все те же на траве дрова…
Не скороговорим, и даже
С собой мы говорим едва…

Наряду с обычными рифмами могут возникать ассонансные (сушку—несущей, Карлом—карма, башнях—вчерашний). В стихотворном арсенале автора книги различные варианты просодической строфы — двустишия ("Где душа расцветет терпеливо рождением сына,/ уплыву в тень травы. Никого не покину"), терцеты ("Еще не сорвавшийся лист/ Еще не родившийся Лист/ Еще не исписанный лист"), — пяти- или шестистишия и т. д.
Не чужда Геннадию Кацову и тонкая ирония — тот юмор, за которым иногда скрываются философские размышления о смысле бытия, о конечной цели человека, что занимало и занимает умы интеллигенции всех времен. С употреблением такого стилистического приема, как лексическая анафора — повторение ритмических построений — в данном случае для того, чтоб подчеркнуть несколько иронический подход к жизни, спасающий от тоски лирического героя, — интересно стихотворение "Цикличность":

Луна всходила медленно и плавно,
Собою освещая камыши,
Кустарники, осоки — все, что в плавнях
Есть признаки присутствия души,
Есть знаки одиночества в тиши
Приятно в тишине ночной
сидеть и дожидаться утра.
И после, никуда не торопясь,
сидеть не менее приятно
весь шумный день,
дождаться снова ночи
и вновь сидеть
и дожидаться утра.
Всю жизнь так провести
в разнообразьи,
и в ночь уйти
когда-нибудь
и там
сидеть
и утра дожидаться.

Конек автора этой книги — умелое высмеивание штампов, стандартного мышления, псевдопатриотизма, расчленяющего сознание людей на "наше" и "не наше" и настраивающего агрессивно ко всему тому, что "не наше". Лирический герой этой книги — так мне показалось — благодарен своей жизни в планетарном понимании этого слова, в какой бы стране он ни жил, рядом с метро "Речной вокзал" в Москве, на Манхэттене в Нью-Йорке или в Нью-Джерси:

И слова благодарности, были бы силы,
Год от года твержу, ибо несть им числа:
Той стране, что без крови меня отпустила,
И вот этой, что сразу меня приняла.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.