Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (121), 2015 г.



Илья Егармин
"Черная трава"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Во вступительном слове к этой небольшой книге Инна Васильева и Дмитрий Цесельчук предупреждают, что Илья Егармин — автор не для всех, что для него тесны "шкуры сакральности", и что мы столкнемся с очень современной жесткой прозой и поэзией, которые не делают скидок на читателя. Если учитывать, что на творчество Ильи Егармина, прежде всего, оказал влияние метафизический реализм Ю. Мамлеева, считающего, что даже самые черные романы могут выполнять "просветляющую роль" по принципу "обратного эффекта", то можно понять это предупреждение. "Мамлеев — единственный писатель, радикально повлиявший на меня, на мое писательство, на мою музыку. Я не говорю о других писателях, я говорю о силе воздействия", — так объясняет Егармин истоки своего творчества. — "Затем были "АукцЫон", "Вежливый отказ", Черный Лукич, Янка, Манагер, Б. Г., "Крем"… нет никакой возможности исчислить всех. Да и нет нужды. Я хочу лишь сказать, что музыка окунула меня с головой в литературу, а потом и в тот раствор, который принято называть "литературным трудом". Катализатором творчества стал также и Егор Летов с его альбомом "Прыг-скок".
Читая эту книжку, возникает ощущение, что лирический герой с каким-то несколько вялым желанием разгадать тайну своего появления в этом мире — будь то проза или стихи — мечется в своем непонимании, зачем он здесь. Не кажется, что он ищет выход или смысл существования. Скорее, это застывшее, пограничное состояние ума между не очень хорошим, иногда кошмарным сном и реальностью. Стихи Ильи Егармина — это тексты, фрагментарно выхваченные из контекста жизни — такой, какой ее воспринимает сам поэт, — достаточно мрачной для того, чтоб его восприятие совпадало с восприятием других. Инфернальная поэтическая графика Егармина, где преобладают черный и красный цвета, в некоторых моментах пересекается с картиной ниспадающих миров Леонида Андреева, хотя творчество Егармина — это отражение нашего, а не потустороннего мира:

Белые темные
Брызги
Зеленых железных
Птиц
В городе бронзовых улиц
Что-то читалось в небе
Огненная резьба
Ставни рвались в застывающий
Вихрь красок
Резцов
Выковал наковальню
Черный кузнец реки…

Закамуфлированный язык — это личная реальность пограничного сознания, где прорабатываются темы не всегда приятные — темы-табу: отчаяния и хождения по краю жизни, часто — тема смерти — тот пласт, на который большинство предпочитает закрывать глаза:

…Перед гробом стоит мужик
Каждый миг перед гробом,..

Тема эта затрагивается и в рассказах, не только в стихах. Раскрывается через героя, плохо приспособленного к земному, к обществу и людям: "Я обитаю в мире, настолько чуждом миру людей, что мне необходимо полностью перестроить мыслительный и речевой аппараты, перекроить кожу, изменить химический состав крови, а самое главное — изменить стиль одежды и манеры поведения, чтобы быть хоть сколько-нибудь адекватным, находясь в обществе. Можете считать это гордыней".
Каков бы ни был посыл творчества автора, нельзя не увидеть в Илье Егармине настоящего поэта, владеющего стихотворной техникой и тем, что невозможно определить словесно — талантом. Яркий метафорист, он умело создает звучание и внутреннюю форму произведения, вовлекает в прочтение текста на одном дыхании.
Эта книга, действительно, на любителя. В ней много метафизических фантазий, но и обнаженных, не слишком ласкающих слух реалий. Не каждому можно посоветовать читать Эдгара По или Кинга (это же касается и Мамлеева), поэтому не каждому советую я и это чтение.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.