Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (120), 2015 г.



Нина Краснова
"Тайна" (в двух томах)



М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Кто только не писал о Нине Красновой — народной поэтессе с глубокими русскими корнями! Кто только не восхищался ею! Несколько цитат стоит привести для того, чтоб понять масштаб ее поэтического дарования.
"Нина Краснова — всегда изменяющаяся поэтесса, и ее поэзия — не какая-то раз и навсегда застывшая, окаменевшая форма… Нина пишет то пронзительно лирические стихи, то убийственно ироничные, то народно-фольклорные, частушки, раешники, то традиционные стихи, то авангардные. Она как бы все время надевает на себя разные маски. Но за всеми этими масками видится она сама. Она всегда нова, интересна и неожиданна". (Герман Гецевич.)
"Нину Краснову некоторые воспринимают упрощенно, как скоморошную поэтессу, но она совсем не проста, а ее скоморошная маска — это трагическая маска". (Валентин Резник.)
Кирилл Ковальджи, рассказывая о своем участии в поэтическом фестивале в Румынии, заметил: "Поэты разных стран читали там в основном слишком литературные стихи, так называемые тексты. Я рад, что стихи Нины Красновой всегда очень живые".
"Она настолько своеобычна и своеобразна, что спутать ее ни с кем невозможно. Рифма у нее всегда какая-то неожиданная, образ какой-то такой переворотный…
Говорят, частушки она сочиняет! Но это у нее не главное, хотя она выросла из фольклора, как наша литература выросла из “Шинели” Гоголя… Без поэзии Нины Красновой невозможно представить себе русскую литературу ХХ и XI века", — так писал о ней народный артист России Валерий Золотухин.
Говоря о стихах Нины Красновой в предисловии к вышедшему двухтомнику "Тайна", поэт и издатель этой книги Евгений Степанов также пишет о фольклорности творчества поэтессы, о том, что ее стихи пропитаны русским самовитым, неподцензурным словом, что она подлинный мастер стиха и в ее арсенале широчайший набор поэтических средств: и частушка, и раешник, и речитатив, и плач, и заговор…
В первом томе "Тайны" поэтессой предоставлено слово "собратьям и сосестрам по перу" — Тамаре Жирмунской, Раде Полищук, Анне Гедымин, Вадиму Рабиновичу, Зульфие Алькаевой и многим другим.
Анна Гедымин, например, подчеркивает своеобразность Красновой, то, что голос ее "с неизменной словесной игрой, юмором, плачами, с ее очаровательными лирическими стихами, готовыми немедленно превратиться в песни", ни с кем не спутаешь.
В книгу "Тайна" вошли стихи, написанные Ниной Красновой в течение последних пяти (и более) лет (напечатанные в периодических изданиях, в газетах и журналах "Дети Ра", "Зинзивер", "Крещатик", "Юность", "Наша улица", в поэтических альманахах и в трехтомнике Е. Степанова "Жанры и строфы современной русской поэзии"), и некоторые стихи из ее предыдущих книг ("Четыре стены" и "Избранное").
Название "Тайна", мне кажется, восходит к восприятию бытия и творчества самой поэтессой. Никто не объяснит, откуда приходят стихи, почему у одних есть поэтический дар, а у других его нет, никто не объяснит судьбу, то или иное предназначение. Нина Краснова нашла свое место в жизни и творчестве, но и для нее, как для всякого пишущего и ищущего человека, многое остается загадкой. Живя в поэтическом мире, посвящая поэзии свое время, она понимает, что жизнь творца зависит от проникновения в тайну слова, и тайну эту она пытается разгадать.
Нина Краснова — поэт очень откровенный и разноплановый. Как в темах и жанрах, так и в поэтической тональности. В ее поэзии все оттенки лабильного характера талантливого человека, и в то же время присутствует стержень, целостность дара, что позволяет говорить о собственном поэтическом почерке. От "Праздника цветов" и кокетливого "принцессою стать/ И примерить солнца корону" до "Поминальных свечей" можно пронаблюдать спектр восприятия ею мира, ее душевного опыта. Поэтические "поминальные свечи" зажигает она своим ушедшим родным, товарищам и друзьям, среди которых было немало знаменитых, талантливых людей: Андрей Вознесенский, Виктор Астафьев, Валерий Золотухин, Анатолий Шамардин… Люди, с которыми она находилась в близком творческом союзе и уход которых тяжело перенесла. В связи с этим циклом Владимир Коркунов в своей рецензии на "Тайну" говорит, что в нем поэтесса выступает в роли плакальщицы. Конечно, нельзя не печалиться о своих близких, но в цикле этом не только скорбь и плач. Это и веселые посвящения, написанные еще при жизни ее друзей, либо поэтический диалог с ними. Не с загробным миром, а живой души с такой же живой душой, обитающей теперь в иных измерениях.

Я пришла поклониться к церквушке не мертвому мертвецу,
А Поэту бессмертному, вечному, в Бозе почившему гению,
Поэтарху в венке из стихов, покорившему мир творцу,
Духу сфер неземных, не подвержен который гниению

Так написала Нина в посвящении Андрею Вознесенскому на его сороковины, 10 июля 2010 года.
Подобно тому, как когда-то на Таганке ее друг Валерий Золотухин читал в спектакле "Владимир Высоцкий" строки из стихов Высоцкого "может, кто-то когда-то поставит свечу", Нина Краснова поставила в своей книге поминальные свечи и Валерию Золотухину. Это и посвященная ему сказка "Бармалей, принцесса и артист" по его "гос. заказу", как шутливо называли они между собой стихотворные заказы Золотухина на определенные темы, и "Деньрожденьевские частушки", и стихи в знак восхищения талантом артиста после просмотра спектаклей и фильмов с его участием.
Еще одна тайна жизни — человеческие связи, возникающие и растворяющиеся в прошлом, оставляющие на сердце раны-зарубки. Но Нина Краснова — человек жизнерадостный, и такой же позитивной энергией пропитано ее творчество, в том числе и эта книга с частушками (от которых невозможно оторваться, настолько они смешны и оригинальны), экспериментальными стихами с анаграммами, омофонами, палиндромами и экзерсисами, циклом "Крымские мотивы" и стихами о любви и дружбе, посвященными поэту и издателю Е. Степанову.
Нина Краснова — человек благодарный. Как в жизни, так и в поэзии, хотя поэзия и есть для нее жизнь. Существуя по законам своей благородной и благодарной поэтической страны, она заставляет удивляться нас, сколько в ней признательности судьбе и встреченным на ее пути людям, сыгравшим немаловажную роль в творческом становлении поэтессы.
Нет, наверно, ни одного человека из круга Нины Красновой, талантом которого она бы искренне не восхищалась и не воспевала его. Как флюгер, реагирующий на ветер, она тут же оценивает дарование собратьев по перу, радуясь ему, и возникают маленькие (и большие) поэтические памятники, как в песне "Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не стоит опасаться". Таких памятников в книге множество. Они разбросаны по всем циклам. И это свидетельствует о ее чуткости к людям, абсолютном отсутствии ревности и зависти к чужому успеху, о ее восторге от тайны дара ближнего. Не только в себе самой, но и в окружающих Нина Краснова пытается разгадать эту тайну, прикоснуться к ней. Со свойственными поэтессе любовью и уважением к людям посвящает она доброжелательно-шутливые строки собратьям по перу. Вот только некоторые из них:



Про Сергея Мнацаканяна

С Магистром Поэзии, с Мнацаканяном
Хотелось бы чокнуться мне стаканяном.



Про Инну Кабыш

Все поэтессы если б да кабы ж
Писать умели, как Инна Кабыш.



Про Анну Гедымин

Не отворачивайте, гады, мин,
От поэзии Анны Гедымин



Про Елену Исаеву

В мире — лучше Исаевой НЕТ ЛЕНКИ!
У нее в литхозяйстве — одни НЕТЛЕНКИ.



Про Александра Шаталова

Сухари себе суша,
Едет Саша в США,
потому что, ша-ша-ша
Любит Саша США.

Даже здесь можно встретить и неологизмы (их в книге исчерпывающее количество, так как в рамках классического русского языка поэтессе с ее фантазией тесно), и только ее персональные рифмы, и аллитерации.
Жаль, что нам не удастся разгадать тайну самой Нины Красновой. Ведь тайна человечности в соединении с поэтическим даром — это большая редкость.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.