Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (119), 2015 г.



Наталья Гранцева: "Литература — это призвание"

Наталья Гранцева — поэт, литературовед, главный редактор журнала "Нева".
Сегодня она отвечает на вопросы Евгения Степанова.

— Уважаемая Наталья Анатольевна, в этом году журналу "Нева", который Вы редактируете, исполняется 60 лет. Журнал поистине легендарный. Здесь печатались Михаил Шолохов, Валентин Катаев, Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Лидия Чуковская, Лев Гумилёв, Дмитрий Лихачев, Александр Солженицын, Даниил Гранин, Фёдор Абрамов, Виктор Конецкий, братья Стругацкие, Владимир Дудинцев, Василь Быков и многие-многие другие классики отечественной литературы. Какова редакционная политика сейчас?
— Я думаю, что редакционная политика "Невы" мало чем отличается от соответствующей политики других толстых журналов. В приоритете этих изданий — публикация высококачественной литературы, отражающей специфику исторического периода, в котором мы живем. За минувшие 60 лет, в течение которых журнал выходил в свет, наши авторы создавали героев, которые говорили с читателем о насущных проблемах общества — сначала, пытающегося воплотить максиму "мы наш, мы новый мир построим", затем критически осмысливавшего, как бы мы сейчас сказали, идеологический контент эпохи, затем добровольно сдавшегося сотворенным себе кумирам, затем уверовавшего в плодоносность идейной пустыни… Наступивший XXI век предъявил авторам новые серьезные вызовы — но это уже оказались авторы новой генерации, во многом утратившие ощущение преемственности с предыдущей эпохой и ныне еще находящиеся в поиске собственного мировоззрения и творческого своеобразия. Мы, сотрудники журнала "Нева", остро ощущаем эту данность времени по текстам, которые стекаются к нам не только из городов и весей нашей необъятной страны, но и из других стран, объединенных навеки благословенным чудом — Интернетом. Не отдавая явного предпочтения той или иной творческой стратегии, по мере сил уклоняясь от увлеченности собственными вкусовыми пристрастиями, мы видим свою задачу в том, чтобы предложить читателю максимально возможное многообразие литературы нового поколения. В этом смысле бумажное пространство журнала можно сравнить с алхимической колбой, в которую исследователь помещает некие вещества в разных пропорциях и наблюдает за их взаимодействием: не выкристаллизуется ли чудесный экстракт молекул, не получится ли в итоге золотой слиток?
— Замечательно, что Вы печатаете в том числе и литературную молодежь. Я с интересом прочитал, например, стихи Людмилы Клочко из Белоруссии, Марины Немарской из Петербурга, повесть Александра Рыбина из города Кимры и т. д. Полагаю, что ориентироваться в мире молодой литературы Вам помогает семинар в Липках, где Вы уже несколько лет ведете мастер-класс. Так?
— Форум молодых писателей в Липках — это не только масштабный проект Сергея Александровича Филатова и возглавляемого им Фонда, системно поддерживающего молодую творческую поросль уже полтора десятилетия. Это — не только бренд и символ настоящего подвижничества, явленного самой личностью Сергея Александровича. Форум молодых писателей — уникальная школа творческого роста юных поэтов, прозаиков, критиков, драматургов, это мощный интеллектуальный интенсив, призванный сформировать на основе выявленной индивидуальности — крупную, активно мыслящую личность молодого творца. Я рада, что могу назвать себя участником этого благородного и очень нужного дела. На протяжении нескольких лет я веду мастер-класс "Невы" в рамках Форума, среди моих "семинаристов" есть безусловно талантливые люди, лучшие из них стали и авторами "Невы", а некоторые — и мудрыми учениками, продолжающими и поныне — уже неформально, в дружеском формате — искать возможности роста в области литературного мастерства.
— Каковы сейчас основные проблемы молодых авторов?
— Проблем множество. Далеко не все понимают, что грамотно настучать на "клаве" десятистрочный пост — мало для того, чтобы называть себя писателем. Не все понимают, что литература — это призвание, для которого нужна индивидуальность, то бишь талант. Стихотворцы часто считают, что для творчества достаточно впасть в искусственно вызванную прострацию, и готов шедевр — Муза, дескать, продиктует. Прозаики тоже сплошь и рядом изображают из себя биороботов: что вижу — то пишу. И те, и другие частенько не заглядывают в историю своего ремесла глубже Бродского и Лимонова с Довлатовым. И те, и другие совершенно не умеют мыслить, не желают работать над собой, обладают бедным воображением… Я перечислила лишь главное из "основного", полный перечень воистину удручающ. Однако сказанное вовсе не означает, что среди молодых нет перспективных авторов — говорю это и на основании своего опыта работы с учениками Школы-студии, которая действует при журнале "Нева" несколько лет. Некоторые из наших студийцев уже успешно публикуются в солидных изданиях. А с чего приходилось начинать? Буквально с жестких разъяснений элементарных вещей… Иногда я шучу, что ощущаю себя мини-Ломоносовым в юбке: ведь это он, отец-основатель нашего литературного языка, нашей истории, нашей поэзии, и кроме того основатель первого российского литературного журнала "Ежемесячные сочинения", еще в 1755 году в специальной статье терпеливо разъяснял будущим авторам азы литературного ремесла… Имеющие уши да услышали и поднялись на российский литературный Парнас, прочие же пренебрегли бескорыстным даром и канули в безвестность…
— Мой учитель профессор Сергей Евгеньевич Бирюков считает, что в русской поэзии было три основных реформатора: Ломоносов, Пушкин и Хлебников. Вы много лет изучаете творчество Ломоносова. Как так получилось?
— Это получилось по стечению не зависящих от меня обстоятельств. Российская и мировая литература — необъятны, читателям даны великие образцы, созданные нашими предшественниками. Что же может на этом высококонкурентном поле сделать современный автор? Любой из пишущих задается таким вопросом. Ответ напрашивается сам собой: либо от неведения всю жизнь изобретать велосипеды, либо попытаться встать на плечи гигантов и продолжить путь — вверх. Так в моей жизни возник интерес к Шекспиру — ведь в мировой системе ценностей он заслужил интеллектуальный титул — НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ! Шекспир — Великий Бард, Поэт. Я тоже мыслю себя поэтом, следовательно, дело мое безнадежно? Вершину не превзойти, пути развития нет? Такую перфекционистку как я столь демонстративно воздвигнутая преграда способна погрузить в уныние… Почему же поставлен этот шлагбаум? Это констатация исчерпанности? Указание на опасность? Откровенный запрет? В пору этих унылых размышлений одна из питерских радиостанций предложила мне вести цикл передач о русской поэзии XVIII века. Тогда-то, системно погрузившись в эту богатейшую старинную епархию изящной словесности, я и поняла, что в отличие от нас амбициозные стихотворцы постпетровской эпохи, раздававшие друг другу неформальные титулы "Российский Гомер" (Михаил Херасков) или "Северный Расин" (Александр Сумароков), были заточены именно на задачу превзойти незыблемые в общественном сознании европейские эталоны! А наш интеллектуальный титан и универсальный человек Михайло Ломоносов не мог не поставить перед собой сверхамбициозную задачу — превзойти Шекспира! Этот логический вывод и заставил меня обратить внимание на поэтическую драматургию Ломоносова. Увы, оказалось, что наша филологическая наука почти не интересуется этой частью наследия Михайлы Васильевича, лишь изредка цедит сквозь зубы несколько осуждающих слов. Сложилась и законсервировалась порочная практика сравнивать пьесы Ломоносова и пьесы Сумарокова, как будто они соперничали за придворные милости. Это неверно и смешно. Масштаб личности Ломоносова был таков, что он вряд ли желал соперничать с начинающими драматургами, скорее он ощущал себя равновеликим Шекспиру и Вергилию! Сформулировав эту гипотезу, я написала книгу "Ломоносов — соперник Шекспира?" Пусть название и эпатирует читателя, но зато оно способно привлечь внимание заинтересованного читателя к главному! Ломоносов — автор первой российской трагедии о Куликовской битве! В рамках программы монументальной пропаганды российской истории — это еще и поэтический монумент князю Дмитрию Донскому, это еще и сценический гимн искусству военной дипломатии и исторически сложившемуся союзничеству Москвы и Крыма. Разве этот шедевр не достоин украсить все подмостки страны? Думаю, поэтическое наследие Ломоносова — подлинная сокровищница возможностей, которыми и в наше время может воспользоваться литература для своего развития. Ломоносов и его современники остаются суперактуальными как в идейном смысле, так и в смысле богатства разработанных технологий письма — вплоть до технологии 3D… Я уверена, что назрела потребность вернуть в наше общекультурное пространство шедевры авторов XVIII века, сделать их достоянием широкого читателя. Это кроме всего — интересная творческая задача, решить которую я призываю энтузиастов и волонтеров. Надо спасти, вырвать из пучины несправедливого забвенья наших блистательных гигантов — Михаила Ломоносова, Михаила Хераскова, Гавриила Державина… Надо освободить их от репутации льстивых одописцев, архаичных баснописцев и недалеких псалмопевцев… Тогда любой выпускник школы не будет утверждать, что настоящая русская литература начинается лишь с Пушкина…. Ведь еще он с горечью констатировал, что мы "ленивы и нелюбопытны"… Но и он не был услышан….

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ



 
 




http://www.sgvolga.ru/turnikety/ турникеты в школах.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.