Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (117), 2015 г.



Евгений Степанов
"Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса"


М.: "Комментарии", 2014

О современной поэзии, жанрах и формах русского стиха, о поэтических группах и направлениях, премиях и организации литературного процесса идет речь в новой монографии филолога, поэта и издателя Евгения Степанова.
К настоящему времени еще не выработаны критерии, по которым оценивается современный поэтический текст. Утверждая, что оценки субъективны, и что общественное мнение формируется критиками в зависимости от их собственных представлений о поэзии и собственной версификационной практики, Степанов поднимает вопрос о беспристрастных критиках, "абстрагирующихся от литературной ситуации", истинных экспертах современного литературного процесса. По утверждению автора монографии, нынешнее время переживает расцвет русской поэзии, но критику необходимо уметь отличать ремесленника от художника. Поэты искусственно разделены сейчас на так называемых традиционалистов и авангардистов. Что касается авангардистов, среди них особенно легко затеряться прозаику или графоману. "Современный свободный стих претерпевает существенный кризис — чаще всего он низведен до уровня плохой короткой прозы, разбитой непонятно почему на строки", — пишет автор. Энергичный верлибр с элементами отстранения встречается, по его мнению, у редких поэтов — Сергей Бирюков, Лоренс Блинов, Георгий Геннис, Татьяна Грауз, Николай Грицанчук, Елена Кацюба, Константин Кедров, Михаил Кузьмин… "Хороший верлибр — это не плохая проза. Это то, что прозой пересказать затруднительно".
В монографии "Жанры и строфы…" исследуются различные особенности русской поэзии середины XX — начала XXI веков — жанровые, строфические и фигурно-троповые.
Как издатель и редактор литературно-поэтических журналов и газет ("Дети Ра", "Футурум АРТ", "Зинзивер",  "Зарубежные записки", "Литературные известия", "Поэтоград" и другие) с многолетним опытом работы Степанов основывается на богатой эмпирической базе, в том числе и рукописной, исследовав более тысячи рукописей, присланных авторами из всех регионов России, а также русскоязычной диаспоры зарубежья. Начиная с незамеченных классиков современности — Георгия Оболдуева (предтечи современной русской поэзии) и Семёна Липкина (наследника традиций Серебряного века) и, заканчивая литературными группами середины XX — начала XXI веков, Степанов выстраивает обширную схему русского поэтического процесса, пытаясь охватить все его жанры — сонет как новую авангардную форму, визуальную поэзию в современной России, новый русский верлибр, палиндром и палиндромическую поэзию, новые жанры поэзии (видеопоэзия, лингвогобелены, листовертни, танкетки и др.) и стилистические тенденции, которым, как и жанрам, уделены отдельные статьи в монографии, ранее напечатанные в литературных журналах.
В главе "Поэтические группы и стилистические индивидуальности" исследуется творчество "шестидесятников" — Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко. Представлены Иосиф Бродский и Алексей Хвостенко как "полюса" великой Ленинградской плеяды, изучены литературные группы и направления: традиционалисты (А. Прасолов, В. Соколов, Ю. Кобрин и др.), метаметафористы (И. Жданов, К. Кедров, А. Парщиков, А. Ерёменко), СМОГ (Л. Губанов), "лианозовцы" (Е. Кропивницкий), "Московское время" (С. Гандлевский), Академия Зауми (С. Бирюков), "Дикороссы" (Ю. Влодов, В. Прокошин) и другие. Исследуются также жанровые и стилистические особенности поэтов, которые не входят ни в какие группы: Г. Геннис, Т. Данильянц, К. Ковальджи.
Заслуга монографии и в том, что в литературоведческий оборот включены прежде недостаточно широко известные, новые имена.
В главе "Профетические особенности и функции русской поэзии" автор подчеркивает, что поэтам-пророкам свойственна не только коммуникативная функция, но и мета-коммуникативная. Рассчитанная на множество будущих поколений Информация берется поэтами из каналов, ведомых только им одним, пророческие стихи возникают в минуту озарения и как бы поставляются извне. Но для открытия канала нужна определенная подготовка: хорошо развитая интуиция, повышенная эмоциональность, внутренняя культура, творческая энергия и многое другое — то, что составляет основу таланта. В данной главе приводятся примеры профетического дара русских поэтов. Так Велимир Хлебников предвидел дату революции, появление Интернета, дал описание городов будущего. Марина Цветаева предчувствовала судьбу своих родных и друзей и, в частности, печальный финал своего мужа С. Я. Эфрона. Судьбы Сергея Есенина и Николая Рубцова — это также судьбы поэтов‑пророков, которые, по мнению Степанова, "по неизвестным нам причинам как бы моделировали свою кончину, отчасти программировали ее, играя судьбой". Наши современники (Виктор Цой, Борис Рыжий, Татьяна Бек, Анна Альчук) тоже обладали даром предвидения своих и чужих судеб. Попытка Е. Степанова проникнуть в метафизику движения поэтической души вызывает большой интерес и подталкивает к разгадке вопросов, к которым мы можем только слегка прикоснуться, но вряд ли когда-нибудь найдем ответы на них.
Во вступительном слове к монографии Степанов подчеркивает, что это его личный и не всеобъемлющий взгляд на современную русскую поэзию, а всего лишь эскиз будущего большого исследования. Книга была написана во время учебы автора в докторантуре РГГУ на кафедре теоретической и исторической поэтики и рассчитана на широкий круг читателей.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.