Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (115), 2014 г.



Людмила Коль
"На углу острова"


М.: "Вест-Консалтинг", 2013

У Людмилы Коль в ее новой книге — много интересных и разнообразных повествований. Но стержневым мне, как читателю, представляется ее ощущение русского менталитета, проявленного во времени и пространстве, особенностей этого менталитета и его кажущейся незыблемости. Наверное, не случайно книга Людмилы Коль называется "На углу острова". Это деформированная русским национальным сознанием геометрия "пяти углов". Приблизительность, необязательность, неосновательность русского человека, его безразличие ко времени и вытекающая отсюда непунктуальность во всех без исключения занятиях. Причем писательница не ставит перед собой задачи раскритиковать, "заклеймить" эти свойства русского человека. Она хорошо понимает, что многовековая предрасположенность целого народа не может быть перечеркнута одной попыткой пера. Она сочувствует своим персонажам. Ей подчас больно за непутевую жизнь бывших соотечественников. Эмигрировав в Финляндию, Людмила Коль не порвала духовных связей с изначальной родиной. Я чувствую эту ее боль. Вместе с тем, она нисколько не приукрашивает жизнь своих героев. Здесь она беспощадна, как Петрушевская.
Проза Людмилы Коль, вошедшая в ее новую книгу "На углу острова", пестрит тематическим разнообразием. Но основной "удар" приняла на себя повесть "Такая простая человеческая жизнь". Это грустная повесть о взаимной нелюбви родных по крови людей. О нелюбви, растянувшейся в поколениях. Действительно, откуда возьмется у человека умение любить, если ему самому было отказано во внимании и мамой, и бабушкой? И поколению мам было отказано в любви их родителями. И поколению бабушек в этом роду. Эта взаимная нелюбовь уже генетически въелась в души героев Людмилы Коль, как короста. И младшее поколение, видимо, просто не понимает, что такое любовь, принимая за нее какие-то совсем другие влечения и состояния.
Сын интеллигентов, я мало интересовался жизнью "низших" слоев общества, никогда пристально в нее не вглядывался. Открывая книжку, где подробно описывалась такого рода жизнь, тут же с отвращением ее закрывал. Но в последние годы что-то изменилось в моем восприятии. С одной стороны, меня переполняет интерес к неизвестной мне жизни, с другой — сострадание к ее обитателям. Наверное, с годами я стал дружелюбнее и сентиментальнее. Скажу сразу: повесть "Такая простая человеческая жизнь" — очень страшная по содержанию. Страшно существовать в столь бесчеловечной обстановке. Ибо жизнью это назвать никак нельзя. Государство не заботится о своих гражданах, а близким людям совершенно наплевать друг на друга. Все всем мешают. Мешает бабушка, мешает мать, мешает дочь, мешают приходящие и уходящие мужчины. Безотцовщина и безотечественовщина. Неумение держать удары судьбы. Может быть, наличие в семье мужчины смогло бы дать поколениям несчастных женщин хоть какую-то опору. Тем не менее, я полагаю, что любовь, идущая по материнской линии, важнее для маленького человека в его становлении. Она потом поможет ему любить детей самому. А если ребенка не любит родная мать, скорее всего, ничего путного из него не вырастет. Ведь именно любовь родителей прививает нам крепкий иммунитет к жизненным невзгодам, дает положительный психологический заряд на годы вперед. Много событий происходит в жизни Ольги, главной героини "Такой простой человеческой жизни", и ни разу она не проявляет себя в пограничных ситуациях как человек, которому хочется симпатизировать. Наоборот, ловишь себя на мысли, что сам бы так ты никогда не поступил. Да и поступки ее окружения — ничуть не лучше. Но — вот беда — сам человек в этом практически не виноват: он попадает в заданную судьбой систему координат и ничего не может с этим поделать. В этих маленьких российских городишках нет ни культуры, ни элементарных условий для нормальной жизни. Только убогое однообразие и мелкий, вездесущий криминал. В такой обстановке морально деградируют даже люди крепкие духом. Рыбная вонь, от которой некуда спрятаться — лейтмотив повести Людмилы Коль, символ убогой, никчемной, никому не нужной жизни, из которой всем хочется вырваться во что бы то ни стало. Куда угодно! Но вырваться удается единицам.
Все это очень похоже на пьесу Горького "На дне". Только там люди периодически проявляют хоть что-то человеческое. У Людмилы Коль все намного жестче. Безжалостнее. Поначалу я предполагал, что главная героиня, сраженная неудачами, покончит с собой. В стиле героев чеховских пьес. Но нет! Она решает уничтожить всех своих родных! Какая же звериная злоба должна вырасти в душе такого человека, казалось бы, еще только начинающего свою взрослую жизнь!
Часто писатель, взяв в избранной тональности очень высокую ноту, на какое-то время становится заложником этой тональности, копируя образцы самого себя. И меня, как читателя, очень порадовало незаурядное разнообразие новелл Людмилы Коль, составивших цикл "На углу острова". Людмила Коль оставила посох бытописателя и дополнила книгу новыми жанровыми красками. Вместе с тем, есть, безусловно, стержневые мотивы в прозе Людмилы Коль. Например, угроза утраты переселенцами на Запад родной культуры. Особенно это становится заметным через одно поколение, в детях первых эмигрантов. Они разговаривают с родными на суржике, постепенно забывая за ненадобностью русскую речь. "Скрещивание" разных культур не проходит для человека бесследно и безболезненно. Людмила Коль много пишет о людях с неблагополучной судьбой. Хотя "благополучие" — понятие растяжимое. Абсолютного благополучия не существует даже в обеспеченных семьях.
Людмила Коль виртуозно ведет свои сюжетные линии. В ее рассказах речь каждого персонажа выверена и соответствует его культурному багажу; иногда авторские ремарки вообще отсутствуют, как в рассказе "Машина, идущая в город". Это уже мостик к драматургии. Мне кажется, Людмила Коль может успешно писать и для театра. Почти все рассказы и эссе, составившие книгу "На углу острова", написаны Людмилой за короткое время, в течение 2012 года. Мы видим, что перу автора подвластны любые жанры. Кроме скучного. Особенно понравилось мне параллельное описание жизни Кандинского и нашего современника Сергея Кондакова, которого однокурсники почему-то дразнили "Кандинским". Впечатлил и рассказ о сценарии американской катастрофы 11 сентября 2001 года. Если же говорить о творчестве Людмилы Коль в целом, то это, несомненно, большая проза. Даже в тех случаях, когда она невелика по объему.

Александр КАРПЕНКО



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.