Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 21 (25), 2009 г.



"ЗАСТОЙ. ПЕРЕСТРОЙКА. ОТСТОЙ.": РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ЭТОЙ КНИГЕ ВЕРИШЬ

Роман Евгения Степанова "Застой. Перестройка. Отстой.". прочитала на одном дыхании. Самое важное, что его интересно читать. Умные книги сейчас попадаются, увлекательных гораздо меньше. Написан он легко и весело, несмотря на трагичность времен, которые там описаны, и ситуаций, в которые попадает герой. Притом, этой книге веришь, не сомневаешься, что она автобиографична. И эпоха воссоздана точно, хотя и сквозь призму авторской иронии. Многое узнаваемо, в том числе и некоторые персонажи, несмотря на измененные фамилии. Да, собственно, воссоздана не одна эпоха, а три, как минимум, каждая со своим духом и реалиями.
Я не критик, не литературовед, поэтому не буду вдаваться в филологический анализ. Но очевидно, что сквозь исторические и биографические реалии этой книги просвечивает классическая романная фактура. Это отчасти "роман воспитания", а больше — современный "плутовской роман". Герой одновременно и хитрец, и простак, и всегда — жертва обстоятельств. Заканчивается эта книга, как положено и "роману воспитания", и "плутовскому роману" – хэппи-эндом, идиллией. Герой романа тоже "исправляется" и находит свое счастье. Не случайно, что в каком-то ином пространстве, за границей, по сути, "в раю". Но финал плутовского романа часто бывает ироничен. "Рай", обретенный героем, не так уж прочен, он скорей передышка. Чувствуется, что героя ждут новые треволнения и приключения. То есть, его жизнь продолжается.
Елена НАЛИВАЙКО, ответственный секретарь журнал "Комментарии"

ТРИ ЭПОХИ ПОЭТА, ПИСАТЕЛЯ, ИЗДАТЕЛЯ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА

Писать о своем времени, о своей эпохе и просто, и сложно. По себе знаю. Недаром мой автобиографический роман назван "Свое время".
Писать о своем времени просто потому, что не требуется вымысла сюжета — он создан самой жизнью, не надо придумывать персонажей, они радуются и страдают рядом с тобой, не надо искать и терять любовь — она приходит весной и увядает осенью…
А сложность заключается в том, что написанный текст неизбежно попадет на глаза твоему современнику и тот обязательно сравнит свой личный опыт с опытом автора. И, может, и скажет — да не так все было! Скучно мне, скажет искушенный современник, я и так про эту жизнь все знаю сам!
Наша жизнь волей судеб выпала нам всем на крутую смену трех эпох в одной стране. У каждой эпохи — свой характер, свой нрав, свое имя. Восемьдесят лет строили тоталитарный социализм, а он экономически треснул, отвалился айсбергом от ледника цивилизации и тает в пучине времени. Зашумела весенним ветром гласность, расцвела перестройка, да так и не дожив до сладких плодов свободы и демократии, завяла. Зато рухнул, как Берлинская стена, железный занавес, и хлынул мутный поток чужестранных отходов. И идеологических, и потребительских, и ядерных. В страну без границ, без законов, без государственной идеи и веры, в страну, где хозяйствует коррупционный беспредел. Зато с богатым наследием и щедрыми недрами. Под флагом самодержавия и с гимном СССР.
Новый роман Евгения Степанова так и назван "Застой. Перестройка. Отстой.". Вряд ли возможно иностранному читателю объяснить смыл существования человеческой личности в эпохе застоя, в период перестройки, в условиях отстоя. Иное дело — мы. Соучастники. Современники.
Творческая удача Евгения Степанова состоялась как раз в том, что он, при кажущейся простоте изложения, сложил калейдоскоп духовных поисков и реальных поступков не только своего героя, но и каждого из нас.
О простоте изложения скажу особо. С моей точки зрения, проза Евгения Степанова — явление в современной российской литературе. Трудно, почти невозможно писателю, как творческому человеку, вдохновленному движением сюжета, полетом фантазии, не "приукрасить" прозу "красным словцом". Евгений Степанов пишет искренне, без тени лжи. И читатель становится "заложником", в хорошем смысле этого слова, этой простоты. Легко читается роман, проходят с героем годы, а герой также естественно оказывается в психушке. И тут осознаешь, что это какой-то переворот, край пропасти. Но нет никакого ужаса, в больнице такие же люди и также незатейливо продолжается рассказ автора. Вместе с ним становишься сотрудником музея, газетчиком, исполнителем политтехнологий, топ-менеджером страховой компании.
Казалось бы, что тут необычного? Да в том, что без рассусоливания и назидательных сентенций вместе с героем всегда оказываешься перед выбором. Брать откат или не брать? Делиться ли откатом? Лизать зад самодуру-начальнику или вступать в борьбу с ним? Тем более что над тобой назначили стерву, на которой пробы ставить негде? А от твоего карьерного роста зависит бюджет твоей семьи, будущее твоей дочери, твои командировки, в которых можно "оторваться" по полной. С кем дружить, а с кем сосуществовать?
Можно поставить вопрос и покруче — во что верить? И тут оказывается, что все мы стоим перед этим выбором. И начинаем сравнивать себя с героем романа Евгения Степанова "Застой. Перестройка. Отстой.". И обнаруживаем, что, несмотря ни на что, герой материально обеспечен, владеет недвижимостью, живет в экологически чистой "загранице". Вот тебе и на! Оказывается, можно совместить полезное с приятным, найти разрешение несовместимых противоречий. Для этого, прежде всего, нельзя изменять самому себе, своим убеждениям. Своей гражданской позиции.
Всем нам, особенно российской интеллигенции, хорошо знакомы так называемые задушевные разговоры дома на кухне, на работе в курилке, в командировочном застолье. Они возникают само собой, потребность в них высока, потому что именно в таких беседах ищутся и находятся ответы на наши самые насущные вопросы. У героя романа есть такой собеседник, а читатель становится третьим в этих разговорах. Особенность такого общения состоит в том, что мы привычно прячем за занавесками на кухне, за дымом в курилке, за дурманом алкоголя в застолье жестокую правду об устройстве нашего государства, о наших правителях, о своем народе.
В книге Евгения Степанова правда сказана открытым текстом. Такова гражданская позиция автора. Без пафоса. Такова она и по жизни. Без пиара и саморекламы Евгений Степанов делает огромное дело по спасению русского языка и литературы. Издает полтора десятка журналов, на страницах которых увидели свет произведения писателей и поэтов, которые иначе захлебнулись бы в желтом потоке современной макулатуры. Создает десятки сайтов, активно входит в океан Интернета. Организует встречи в литературном салоне "У Евгения Степанова на Большой Никитской".
Роман Евгения Степанова "Застой. Перестройка. Отстой." фактически не окончен. И такое впечатление, что мы пишем его продолжение вместе. Своей жизнью, своими поступками, своей верой. Мы же современники. И у нас есть свой "страховой агент" Евгений Степанов.
Виталий ВЛАДИМИРОВ, поэт, прозаик



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.