Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (113), 2014 г.



Евгений Степанов
"Как похудеть на 35 килограммов"

М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Сборник рассказов Евгения Степанова "Как похудеть на 35 килограммов" — книга увлекательная. Да и название подобрано мастерски — этакий маркетинговый ход, привлекающий читателя броскостью. Чего отчаянно хочет русский человек, помимо борьбы с дураками и дорогами — конечно, похудеть! А с обложки еще и то ли грустный кот, то ли енот с вегетарианским набором в лапах смотрит — вот у него-то похудеть получилось. Очередь за читателем.
Композиционно книга состоит из двух разделов — подборки невыдуманных рассказов и романа в миниатюрах "Эмиграция в детство". Склонность к условно малым формам — свойство Степанова-прозаика. Большинство рассказов можно классифицировать как развернутые анекдоты, сценки и ситуации из жизни, юмористически (а порой и сатирически) фиксирующие окружающую действительность. Складывается впечатление, что читаешь дневник, знакомишься с ним посредством знакомых автора. Здесь Боб, издатель из Кентукки, Ира, белокурая чувиха, Светланка, рыжая бухгалтерша, Сан Саныч, герой-алкоголик, и множество других.
Особняком выделяются мини-пьеса "Евгений и Виталий" и рассказ, давший название книге. Мини-пьеса глубоко метафорична. Она прочитывается на нескольких уровнях. Первичный — диалог коллег по работе, экскурсоводов, впоследствии — предпринимателя и старца. В нем — квинтэссенция семейной жизни, попытка оправдания изменам, сокрытия их греховного смысла под масками плотской энергии, желания иметь запасные "аэродромы" и сохранения баланса сил. Конечно, это оправдание слабости — страх перед осознанием собственной не исключительности, желание самореализоваться и самоутвердиться даже за счет чувств другого. То есть — инфантилизм, помноженный на комплекс неполноценности, бытовой нарциссизм. Аналогично и с патриотизмом — антагонист Евгения, Виталий, признается, что уехал бы из страны, если бы представилась возможность. Таким образом, перед нами явственно не положительный (минимум — спорный) персонаж. С собственническим мировоззрением (хотя это одновременно и калька с многих наших сограждан — желания личного блага и комфорта всегда были ключевыми!). Тем удивительнее видится превращение Виталия в старца, едва ли не святого, открыто кающегося в грехах, просящего прощения у Евгения, заглянувшего в скит. Отчего так сложилось? Почему грешник становится старцем? Дело в покаянии, признании греха и желании его искупить. Неслучайно и Мария Магдалена была прощена и обрела канонический статус. Здесь вырисовывается и вторая линия пьесы — беседы с самим собой, юным идеалистом в 20 лет и грешным сорокасемилетним циником. Который, тем не менее, верит во спасение и готов многое положить на алтарь раскаяния. Таков подтекст, поднимающий содержание рассказа на иную, кроющуюся за границами текста, высоту. Отметим, что под маской иронии, а порой и сатиры, Степанов‑прозаик подчас беспощаден к себе, высмеивает свои же пороки и недостатки. Это некое лечение прозой, очищение путем страдания. Хотя, безусловно, хватает и чисто комических персонажей, встреченных автором в жизни.
Рассказ "Как похудеть на 35 килограммов" — о преодолении, силе воли, умении победить самого сильного противника — себя. Вкратце сюжет строится следующим образом: протагонист, весящий 106 килограммов ("морда моя в лучшем случае напоминала кирпич", "в дверь входил с трудом") встречает блондинку Таю, финансиста и любителя поэзии. Главный герой и Таисия — антиподы, в первую очередь по образу жизни. Но не только дурной пример заразителен. Московские йоги (и гуру Таи) — "подтянутые, стройные, доброжелательные". У невольной сожительницы протагонист начинает учиться контролю над съеденным (и самоконтролю вообще) — известно ведь, что мудрецы питаются, как говорится, медом да амброзией. Вот и главный герой стал отсчитывать орешки и тосковать по жареной курочке. Бывало, срывался. Но Таисия не промах — мышеловка в холодильнике вначале ожгла пальцы болью, а позже отвадила от ночных обжорств… В конечном счете, жизнь у героя наладилась — и со здоровьем проблемы разрешились, да и физическая форма в норму пришла. А Тая нашла другого в меру упитанного мужчину в самом расцвете сил — возможно, это было ее хобби: завлекать в свою "веру" и возвращать в лоно полноценной жизни где-то с нее свернувших людей…
Стоит сказать несколько слов и о романе в коротеньких рассказах "Эмиграция в детство". Композиционно они напоминают разрозненные воспоминания, объединенные подсознательно-композиционно. Это заметки, рефлексии на жизнь, записи о самом важном, что поразило, а значит, оставило след, изменило взгляд на окружающее и окружающих. Это множество ситуаций, подернутых пленкой ностальгии, на границе самолечения и самопостижения. И, одновременно, эпизоды, наполненные лирикой — с детства у автора формировался поэтический взгляд на жизнь, умение видеть в обыденном необычное или наделять самые тривиальные вещи сакральным смыслом.
На этих китах: иронии, жизни, поэзии и строится прозаический мир Евгения Степанова. Книжка получилась с одной стороны веселая, а с другой — грустная. Как грустна и наша жизнь. Радостная, прекрасная, полная восхитительных мгновений, но в глубине, в подсознании — конечно, грустная.

Евгений МЕЛЕШИН



 
 




http://mrloft.ru/ лофт офисы без посредников аренда.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.