Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (113), 2014 г.



Евгений Степанов
"Аэропорт"

М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Уверена, что многие из ныне пишущих, прочитав первое стихотворение сборника "Аэропорт", принадлежащего перу одного из самых заметных деятелей новейшей российской литературы и культуры Е. В. Степанова, с облегчением и внутренней радостью вздохнут: "Ну, ничего похожего ни на Пушкина, ни на Бродского, ни на Тютчева, ни на Высоцкого. Значит — нам не конкурент, с нашими-то отточенными рифмами и таким сложным многословием, что впору в энциклопедию заглядывать, чтоб до смысла стиха докопаться". Ну, что, право слово, тут такого: "Кроткий стою, как ягненок, / Вижу наш мир без прикрас. / Господи, дай нам силенок / Выстоять в тяжкий час"! И вот эта кажущаяся простота, про которую великолепно сказал С. Мнацаканян, отнеся поэзию Степанова к жанру "как бы наивного искусства" (ударение на слове "как бы"), идет победоносно по всему сборнику, от стихотворения к стихотворению, делаясь все убедительнее и неподражаемее, так, что те самые "пишущие читатели" этой книги не смогут не испытать в конце концов жгучей зависти от осознания того, что это действительно абсолютно ни на кого не похожий поэт, настоящий поэт, безо всякой натяжки, да еще такой, "под которого" написать не удастся никому. Вот под Пушкина сможешь, если постараешься. И под Высоцкого сможешь. А под Степанова не получится. Слишком тонко, неуловимо, уникально, непредсказуемо и абсолютно стильно.
О собственном авторском стиле Евгения Степанова можно говорить уже безо всяких натяжек и сомнений, автор не выбивается из этого своего стиля ни разу на протяжении всего сборника. Поэтому читаешь книгу взахлеб, со все более усиливающимся интересом по мере продвижения вперед по сборнику. Стихи ошеломляют — совершенно не скованные никакими канонами и в способе самовыражения, и в тематике того, что стихами этими выражено. Степанов делает, конечно, реверанс в сторону сложившихся традиций стихосложения, пользуется имеющимися в наличии поэтическими инструментами. В самом деле, не напишет же художник пейзаж  чем-то иным, нежели акварельными или масляными красками, или гуашью какой-нибудь на худой конец… Но то, что получается в результате у Евгения Степанова, это по настоящему новая, свежая, современная, как сказал Вл. Бояринов, поэзия, не прикладное искусство, не изящные такие штучки, которые на полку только и поставить, не то, чем грешила и грешит вся салонная элитная поэзия — "слишком далека она от народа", поэтому и стихов сейчас никто не покупает…
В стихотворении "Поэзия" Е. Степанов пишет: "…Поэзия это моя мама / Никогда ни на что не жалующаяся / Поэзия это картины Модильяни / “Темные аллеи” Бунина / Второй концерт Рахманинова / Ближний бой Майка Тайсона / Панда забирающася на дерево / Касатки выныривающие из океана / Поэзия это вечер в Быково / С той невероятной двадцатилетней чаровницей / Которая потом чуть не погубила меня / Это подросток уступающий место в метро старушке / Это “поехали” Юрия Алексеевича Гагарина / Поэзия это… / А что же тогда печатают журналы поэзии / Это стихи всего лишь стихи". Не смогла удержаться, чтоб не процитировать стихотворение почти целиком. В нем ключ к разгадке тайны уникального явления — поэзии Евгения Степанова. Вл. Бояринов тоже пишет об удивительной смелости, присущей поэзии Степанова. В чем эта смелость? Ну, случаются примеры просторечия и даже иногда вульгаризмы в языке поэта. Но это не новость. Новаторские жанры поэзии освоены Степановым филигранно, но этим сейчас тоже никого не удивишь. Ну, нескромные порою вещи пишет поэт, да еще, как ни в чем не бывало. Тоже не такое уж и откровение.
Дело все в том, зачем поэт пишет, в каком контексте и чем вызвано то, о чем он пишет и как. Вот тут-то и новое совсем проявляется. Поэтика Степанова вся построена на безгрешной природной естественности, на здоровом, правильном, адекватном восприятии жизни: "не замечать подонка / а бить так в дышло / а говорить не громко / но слышно / и — молча делать дело / и сделать дело / благое  — в срок умело / как мать велела".  В ней напрочь отсутствует не то, что декаданс, а вообще классическая меланхолия, на которой, как мы привыкли, должна возникать вообще потребность писать стихи. Стихи ведь пишутся, все мы знаем это, когда человеку не достает чего-то для души. Поэзия, так считалось всегда, и есть, наверно, неосознанное желание человека скомпенсировать ею то, чего человеку не хватает.  У Степанова поэзия и жизнь не разделены. Как бы скучно это ни звучало, но его поэзия это и есть жизнь, а жизнь для него — поэзия. Не разрозненные аспекты жизни отражены в творчестве поэта, а вся жизнь целиком, жизнь, у которой есть Создатель, в гости к которой в лице поэта пришел долгожданный и правильный гость. Понятно, что имел в виду Вл. Бояринов, говоря в своем послесловии к книге: "Евгений Степанов — самый защищенный поэт перед лицом читательского и Божьего судов. Его щитом является тонкая самоирония". И самоирония тоже — естественное проявление здорового духа. Но и о Божьем суде сказано не случайно.
А что касается самоиронии, иронии и юмора вообще, в книге много прекрасных стихов, подтверждающих это, вызывающих искреннюю и добрую улыбку, таких как сатирическое "VITA NOVA", трогательное "Тебе", забавное "ЭТО Я", очень доброе "СРЕДА ОБИТАНИЯ", изящное "АКУЛА", любимое мое "КАК-НИБУДЬ". А уж "усатая точно клубника" уборщица Вика — это просто шедевр, гениально и непревзойденно!
            Однако и иронии для того, чтоб написать о жизни, часто не хватает. Есть такие вещи, о которых только сердцем, кровью и болью. И опять неожиданно, и точно, и емко, и сразу в цель! "Хорошо здесь — на даче — мы спим / улыбаясь — а там — недалече / артиллерия / бьет / по своим / и своих убивает-калечит…" ("ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА МЕЖИРОВА"). Честное слово, здесь не только о реальной войне с убийствами и смертями, хотя о ней в первую очередь. Но и о взаимоотношениях людей в мирной жизни тоже можно так сказать иногда. Про войну, однако, много в книге Е. Степанова, и про прошлую, Великую Отечественную, — тоже. И не удивительно, конечно. Кто как не поэт раньше других о новой угрозе скажет,  чтоб разбудить спящие разумы. Словно вторя Лермонтовскому "Странный человек! Чего он хочет? Небо ясно. Под небом места хватит всем.  Но беспрестанно и напрасно один враждует он. Зачем?", Е. Степанов пишет в стихотворении "Бумеранг": "не умирает бумеранг / и размножается в полете / и танк идет как танк ва-банк / дорогу проложив пехоте / но танк получит тоже в лоб / перетрухнет пехота скопом / и будет вечный остолоп / с другим сражаться остолопом". Какая сильная игра словесных значений! "Бумеранг", "танк" — и реальные орудия убийства, и составляющие фразеологизмов, в которых заключена народная мудрость. И как же умудрился  лермонтовский пока еще "человек" докатиться до степановского уже "остолопа", потому что за 200 последних лет ничего не изменилось к лучшему в эволюционном развитии человечества!
Конечно, понятно желание нормального человека сбежать от всего этого куда-то подальше, где все так, как должно быть: "и будто я смотрю на этот мир впервые / и будто позабыл психушку и барак / и будто смерти нет и будто нет России / лишь море и песок Несебр и Слынчев бряг / тут — за волной волна и гларусы и чайки / там — за войной война какой-то вечный бой / …навряд ли получу за это опус "лайки" / но Господи прости — я не хочу домой". (В скобках замечу, вот они признаки степановского стиля: и "остолоп" этот, и "лайки" во вполне классическом стихотворении. Все без натяжки, естественно и очень свежо — как глоток воздуха!)  А про Россию все же вот такое стихотворение:

Халява как национальная идея.
Откат как стратегия XXI века.
Коррупция как основа экономики.
Капитализм как феодолизм.
Президент — наше все.
Президент — наше ничто.
Мужики как бабы.
Бабы как мужики.
Не могу больше.
Не могу.
Или все-таки могу?
Да, могу.
Родина.

Как красиво визуально выстроено стихотворение, когда строчки постепенно сужаются до последнего слова, давшего название всему стихотворению. Если снова вспомнить Лермонтова и его "Родину", невольные опять возникают выводы. Классик еще верил в то, что можно кого-то убедить длинной речью. Е. Степанов уже не берет на себя такую миссию, тем более, что со времен уже Михаила Юрьевича пророки не котировались в России… Но это так, мое размышление.          Правда, сборник стихов Е. Степанова "Аэропорт" дает пищу для размышлений буквально на каждой странице. С чем-то из философской составляющей этих стихов я согласна на сто процентов, с  чем-то нет. Но поняв уже все, что хотел сказать автор, побеседовав с ним мысленно и поспорив, я все читаю и перечитываю книгу. Потому что здорово. Потому что Стихи. А вот это выучила уже наизусть: "отпускаю тебя на свободу / там наверное будет трудней / одевайся тепло в непогоду / не кури ради Бога не пей…"
Вот Вл. Бояринов сказал дежурно-вежливое: "Выход новой книги Евгения Степанова становится нашим общим праздником". Как нельзя более является истиной в данном случае эта вежливая фраза.

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.