Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (113), 2014 г.



 «Я ХОЧУ, ЧТОБ КТО-ТО БЕЗВОЗМЕЗДНО МНЕ СКАЗАЛ ХОРОШИЕ СЛОВА…»
(Вечер студии «Зеленая лампа» в журнале «Юность» с поэтом Евгением Степановым)

 

«К нам в студию приходили разные поэты, писатели, люди, связанные со Словом, но в основном это люди, которые используют свой талант в каком-то одном направлении. А сегодня к нам пришел уникальный, редкий человек, который проявляет себя в разных направлениях и видах литературной деятельности и которого можно назвать «многостаночником», он и поэт, и прозаик, и журналист, и литературный критик, и культуролог, и экономист, и кандидат филологических наук, и издатель книг и периодических изданий, и главный редактор журнала «Дети Ра», и Президент Союза писателей XXI века, и лауреат премии им. Антона Дельвига, но прежде всего он, конечно, очень интересный поэт — Евгений Степанов, есть у нас в современной поэзии такое простое, хорошее, обнадеживающее имя, без псевдонимов. Он — по образованию еще и лингвист, он один из тех, кто пытается спасти и сохранить русское слово, русский язык, который сейчас засоряется суррогатами 90‑х годов, и на этих суррогатах выросло новое поколение. Проблема русского языка существует сейчас не только у нас в России, к нам приезжали писатели из Молдавии, которую скоро, возможно, присоединят к Румынии, и они не знают, на каком языке будут писать. Я могу говорить о Степанове, даже и без него, целый час. А лучше пусть он сам расскажет нам о себе и прочитает свои стихи», — сказал главный редактор журнала «Юность» поэт Валерий Дударев, открывая очередной вечер в редакции.
Но до того как предоставить слово желанному гостю, он сделал краткий обзор журнала «Юность», в одном из недавних номеров журнала были напечатаны стихи Евгения Степанова, а в новом номере напечатаны стихи Юрия Юрченко, портрет которого — на задней обложке, а на передней обложке под рубрикой «Наше все» — портрет Сергея Есенина, и в этом же номере напечатан очерк Юрия Полякова.
Евгений Степанов подробно рассказал о своей жизни, о своем творчестве, о своей литературной деятельности, прочитал стихи из своей новой книги «Аэропорт», которая, с предисловием Сергея Мнацаканяна и послесловием Владимира Бояринова, только что вышла в издательстве «Вест-Консалтинг»: «Евгений Стаканов/ Лежит на диване/ Сегодня он выпил/ Отчаянной дряни», «не жри меня акула окей не жри/ я худенький костлявый я член жюри», «я хочу чтоб кто-то безвозмездно/мне сказал хорошие слова»,/ «никому ничего не доказывай/никого ничему не учи». — Почему я назвал свою новую книгу «Аэропорт?» — Во‑первых, потому что я живу в Москве в районе метро «Аэропорт», а во‑вторых, потому что моя жизнь проходит в командировках, в поездках, в разъездах, и аэропорт служит мне домом, откуда я летаю в разные страны. В Америке вскорости будет мое выступление».
Евгений Степанов рассказал о том, как когда-то познакомился с Юрием Юрченко, встретил его в ЖЭКе, они оба жили в одном дворе, и Юрченко отстаивал права жителей дома на горячую воду. Степанов тогда сказал ему: «Я пишу стихи». — «И я пишу стихи». А потом оба поэта не раз встречались на вечерах и в Москве, и за границей. Юрий Юрченко, этнический украинец, родился в Одесской тюрьме, жил во Франции и оттуда поехал на Украину, чтобы защищать Новороссию и увидеть войну с двух сторон, и попал в плен, где ему сломали все, что могли сломать, ноги, ребра, но знакомые грузины спасли его.
Валерий Дударев и присутствующие на вечере Лидия Григорьева, Нина Краснова, Галина Богапеко и студенты Литературного института Диана Чуяшева, Валерия Хаддадин, Дарья Лебедева, а также Александра Милованцева, Александр Емельяненко задавали Евгению Степанову самые разные вопросы.
Вопрос: «У каждого поэта есть своя малая родина. Вы — коренной москвич. Жили и в Европе, в Женеве, Париже, Берлине, и в Америке. А где ваша малая родина?»
Ответ: «Моя малая родина — это Кусково, окраина Москвы, деревенский дом. Я родился фактически прямо в Кусковском парке, среди графских дворцов и прудов. У нас был свой большой участок земли, был свой дом, где и прошли мои детские годы, до шести лет. Сам дом, к сожалению, не сохранился. На его месте теперь посольство Чили. (Голоса из зала: «Там когда-нибудь повесят табличку: «Здесь родился и провел детские годы до шести лет поэт Евгений Степанов», а посольство заберут под музей!»). А корни у меня — не только московские и сибирские, но по отцовской линии еще и рязанские, и владимирские. Мой прадед — из Сасовского района Рязанской губернии, у него там был большой дом, были коровы, кони, он считался кулаком, то есть был тружеником, у него было 18 детей, и все они получили высшее образование, все состоялись, стали врачами, учителями, педагогами… Моя бабушка умерла рано, а прабабушка жила до 95 лет и воспитывала меня, у нее были красивые старинные блюдца, из которых она пила чай, были конфеты к чаю, сахарные головы. Как только наш дом сломали и нас переселили в блочный дом, она умерла. Были у моего прадеда и у моей прабабушки, которых даже считали помещиками, и домá во Владимире. Но никакие они были не помещики, а зажиточные крестьяне с большой семьей, они жили и работали на земле, занимались крестьянским хозяйством, потом продали три дома и купили дом в Кусково, где я и родился».
Вопрос: «А почему Вы в 17 лет уехали из Москвы в Тамбов? Все, наоборот, едут из провинции в Москву, стремятся сюда, а не отсюда».
Ответ: «У меня была романтическая история. В каждой истории “шерше ля фам” (ищите женщину). Я встретил прекрасную девушку и поехал за ней в Тамбов, там мы поженились, и у нас родилась дочка. Они обе сейчас живут в Германии, в Берлине, и я туда к ним часто езжу. Мы не расстались. Но так получилось, что живем мы в разных странах. А в русской провинции я прожил 6 лет, работал учителем в деревенской школе, сотрудничал с районной газетой. Потом вернулся в Москву, в родные пенаты, и здесь у меня началась другая жизнь, я стал журналистом. А про Тамбов я скажу, что это лучший город мира. Никакой не Париж, никакой не Нью-Йорк, а Тамбов. Он был для меня столицей, я ведь жил не в самом Тамбове, а в Тамбовской области, в районном центре, в прекрасном городке Рассказово, который очень люблю! А в Тамбове окончил факультет иностранных языков педагогического института, теперь это университет, с 17 лет занимался в литературной студии “Слово” Сергея Бирюкова».
Вопрос: «А можно поэтам прожить и выжить на поэзию?»
Ответ: «Нет. Надо уметь не только писать стихи. Но и делать что-то еще. Например, делать сайты, верстать книги и газеты, снимать фильмы, работать оператором, корректором. Литературный институт выпускает выпускников, но не интегрирует их в литературный процесс, в систему координат. Надо уметь работать и по заказу. Я когда-то написал рекламные книги “Карманные календари Госстраха”, “Плакаты Госстраха”, за которые получил весьма большие гонорары. А просто на стихи жить нельзя».
Вопрос: «Что для Вас сейчас самое главное в литературном процессе?»
Ответ: «Самое главное в литературном процессе для меня сейчас — это проект “Читальный зал”, осуществляемый нашей кампанией “Вест-Консалтинг” и Союзом писателей XXI века, я считаю, что этот проект вышел на новый уровень и поднялся на новую ступень. В “Читальный зал” входят уже более 50‑и периодических изданий, например, журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Нева”, “Дон”, “Подъем”, “Дети Ра”, “Футурум АРТ”, “Зинзивер”, “Зарубежные записки”, “Литературный Азербайджан”, “Дальний Восток”, “Звезда Востока”, газеты “Книжное обозрение”, “Литературная Россия”, “Литературная газета”, некоторые издания, которые издаются в Дальнем Зарубежье. А финансирует этот проект всего один человек, Ваш покорный слуга, и никакой поддержки от государства у нас нет, но мы об этом не жалеем, частное лицо, так иногда бывает, берет на себя функции государства».
Вопрос из тургеневской анкеты: «Назовите какой-нибудь свой главный недостаток, который не нравился вам у себя в 20 лет и который не нравится вам у себя сейчас?»
Евгений Степанов ответил на это притчей, «притчеобразно». Однажды он задал вопрос одному аскетичному пожилому монаху вопрос: какие у Вас есть достоинства? А тот ответил, что у него нет никаких достоинств. Человек рождается во грехе и живет во грехах, но (как сказал герой одного фильма) самое главное — не делать больших грехов, преступлений против людей и против самого себя, и, как сказала в одном интервью Губайдулина, «нельзя включаться в ненависть» и считать, что кто-то плохой, а ты один хороший, и что кто-то в чем-то виноват, а ты нет. Мы все едины, мы — одно-единое тело, мы Христос-человечество, одна семья, и если между людьми возникает конфликт, то не бывает так, чтобы в нем был виноват кто-то один, виноваты оба, и надо уметь просить прощение друг у друга, чтобы не стать врагами. Умные люди из врагов делают друзей, а дураки из друзей делают врагов. Надо, чтобы мы прирастали светом, тогда мы не безнадежны.
Евгений Степанов прочитал коротенькие рассказы из своих новых книг «Женщина в соседней комнате», «Как похудеть на 35 килограммов». Обе эти книги, по итогам продаж магазина «Москва», оказались очень востребованными, стали бест­селлерами, как до этого и «Секс в маленьком московском офисе», и трехтомник «Жанры и строфы современной русской поэзии», и монография «Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии XX — начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса».
Свое выступление Евгений Степанов завершил на лирической ноте, миниатюрой «Женщина в соседней комнате»: «Женщина в соседней комнате смотрит телевизор. Я лежу на диване и — как Мюнхгаузен — мечтаю или пишу стихи. Стихи, конечно, глупые, несуразные, графоманские. Но я все равно счастлив. Женщина в соседней комнате смотрит телевизор».
Вопрос: «А кем Вы себя считаете? Поэтом или прозаиком?»
Ответ: «Я — прозаик-юморист и трагический поэт. А вообще я считаю себя издателем».
Лев Аннинский, который ведет постоянные рубрики в журнале «Юность», а также в «Родине» и «Дружбе народов», сказал: «Я с интересом слушал Евгения Степанова. Есть поэты, которые пишут, чтобы получить гонорар или чтобы понравиться кому-то (например, редактору) и решить какие-то свои (утилитарные) задачи, а есть поэты, которые в своих стихах говорят с Богом и с собой, и с читателями о своем сокровенном. И Степанов — такой поэт».
Аннинского поддержали все присутствующие в зале и наперебой говорили поэту Степанову «хорошие слова о нем», о поэте Степанове, причем «безвозмездно», как он того и хотел.

 

Николай ФОНАРЁВ,
фото автора



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.