Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (112), 2014 г.



 "Они ушли. Они остались" Составитель Евгений Степанов

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2011

"Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого", — писал Джордж Бернард Шоу. Классик мудрого юмора заострил внимание на главном стремлении поэтов — быть услышанными не только при жизни, но и после смерти.
Игорь Алексеев (1959–2008), автор четырех книг, множества публикаций в литературных альманахах и журналах, основатель сообщества "Арт-система", так опоэтизировал сей процесс:

С настойчивостью малыша,
в котором жизнь течет иная,
я о себе напоминаю,
стихи угрюмые пиша.

Говорят, что стихи не умирают вместе с их создателями. Но практика показывает, что это не более чем поэтическая метафора. Жизнь литературного произведения состоит в том, чтобы его читали. "Не умирают" лишь тексты, которые введены в литературный оборот. Пока автор жив, он сам заботится об этом. Но что, если после смерти автора некому продвигать его творения? Известный всероссийский литературный проект "Они ушли. Они остались", который возник после выхода одноименной Антологии Евгения Степанова, популяризирует стихи умерших за последнее десятилетие поэтов.
В рамках проекта "Они ушли. Они остались" проводятся Литературные чтения — вечера памяти, на которых звучат строки ушедших и воспоминания о них. Но вечер не соберет столько зрителей, сколько читателей может быть у книги. Поэтому важной составляющей проекта служит Антология ушедших поэтов "Они ушли. Они остались". Это продолжающееся издание, в первом томе которого пятнадцать имен, однако в предисловии составителя перечислено пятьдесят одно имя, но и это не предел. К несчастью, списки ушедших пополняются год от года…
Антология ушедших поэтов — совместное детище Союза писателей XXI века, литературного журнала "Дети Ра" и издательства "Вест-Консалтинг". Главный редактор журнала и издательства Евгений Степанов, составитель Антологии, сказал о ней: "Стихи ушедших поэтов начинают вторую жизнь". Он же прибег к мощному образу: "Смерть — самый сильный микрофон поэта. После смерти поэта все встает на свои места: становится ясно, кто кем был в литературе, кто в ней остался, а кто — оказался мыльным пузырем". Издатель поскромничал. "Самым сильным микрофоном" покойного поэта оказываются люди, готовые тратить время и силы на посмертное издание его стихов.
В первом томе Антологии представлены Геннадий Айги, Игорь Алексеев, Лидия Алексеева, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Анна Альчук, Татьяна Бек, Виталий Владимиров, Юрий Влодов, Алексей Даен, Михаил Крепс, Олег Попов, Валерий Прокошин, Александр Ткаченко, Алексей Хвостенко. О каждом из них составитель написал небольшое эссе — эмоциональное, "воспоминательное", когда речь идет о человеке, которого он хорошо знал, биографическое о тех, с кем ему не доводилось общаться. На мой взгляд, это верный подход — как бы мы ни утверждали, что для писателя важнее творчество, а не биография, но хочется представлять не только "идеальный", но и реальный, жизненный образ творца.
В материалах проскальзывают удивительные детали: так, о Геннадии Айги (1933–2004), ярком представителе андеграунда 1960–70‑х гг., номинанте на Нобелевскую премию, лауреате премии Андрея Белого (1987), Пастернаковской премии (2000) и ряда зарубежных литературных премий, писавшем стихи на русском и чувашском языках, Степанов вспоминает, что в родных местах поэта выходила районная газета "Авангард". Геннадия Айги за его манеру творчества называли авангардистом, но он этого не любил. Странная, хотя, возможно, и возвышенная "причуда" — видение мира у Айги авангардно в хорошем смысле слова, что отлично демонстрируют стихи, намеренно лишенные названия, то есть конкретики в пользу ассоциативных цепочек:

Без названия

о счастье — блаженство —
            о — Бог мой! —
жизнь-и смерть — в
            колеблющейся — мокрой —
                        листве — …
— …в середине мая… — …


Без названия

люди в работе
                         (сенокос)
хороши и добры
                         (Бог в помощь)

Форма "представления" поэта меняется от имени к имени — это могут быть интервью, фрагменты воспоминаний, литературоведческие очерки составителя. В антологии даны интервью с Виталием Владимировым, Алексеем Хвостенко, статьи о творчестве Беллы Ахмадулиной, Татьяны Бек, Александра Ткаченко, Валерия Прокошина…
Похвально, что Антология адресована не только знатокам литературы, но и неискушенным читателям — она снабжена краткой справкой об авторах. В Антологию вошли стихотворцы разной степени известности. Андрей Вознесенский, Татьяна Бек, Белла Ахмадулина, Алексей Хвостенко более "на слуху", чем Алексей Даен, Михаил Крепс, Олег Попов… Степень известности не важна для Степанова. Ему важен — талант. География Антологии широка: авторы жили в разных городах России, а то и в других странах (Алексей Даен, Михаил Крепс — в Америке, Алексей Хвостенко — во Франции). Но русский язык и русская культура их объединили задолго до кончины: даже эмигранты, вроде Лидии Алексеевой (1909–1989), двоюродной племянницы Ахматовой, участницы "второй волны" эмиграции, никогда не покидали пространства русской литературы. Алексеева мечтала об одном:

И брошу в мир, как на последний суд,
В бутылке запечатанное слово —
И может быть, у берега родного
Она пристанет, и ее найдут.

Книга составлена преимущественно из стихотворений, печатавшихся в разные годы в журнале "Дети Ра". Но, собранные в книгу, эти голоса звучат намного сильнее, чем рассеянные по журнальным подборкам.
Проекту "Они ушли. Они остались" можно пожелать лишь двух вещей — успешного продолжения, в том числе выпуска Антологии, и более пристального внимания к регионам России, где, возможно, в безвестности, искусственно созданной "местными классиками", ушли в мир иной подлинные звезды русской поэзии. Как писал Игорь Алексеев:

Все предсказания — тщета.
Кипит вода, земля дымится.
Судьба свистит весенней птицей,
в стихах не смысля ни черта.

Елена САФРОНОВА



 
 




http://vipuskrh.ru/ выпускной бал в кремле в 2018.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.